Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка!

Художественный фильм "Кащей бессмертный"

Известной и любимой всеми поколениями россиян сказке “Кащей Бессмертный” в этом году исполнится 77 лет! На Алтае сказочного злодея решили сделать брендом региона! Какое-то время назад в России развернулось настоящее соревнование за сказочных героев: Великий Устюг забрал себе Деда Мороза, Муром – Илью Муромца, Кострома – Снегурочку, Палех – Жар-птицу. Была даже составлена сказочная карта России. В основном сказочные герои оказались “расселены” в Центральной России, но в 2011 году барнаульский скульптор Сергей Мозговой предложил сделать туристическим брендом Алтайского края не кого-нибудь, а главного злодея русских сказок – Кощея Бессмертного!

Вообще-то Кащей (а сейчас чаще пишут – Кощей) Алтаю не чужой. Именно на Алтае, в селе Озерки нынешнего Тальменского района, режиссер Александр Роу снимал в 1944 году фильм «Кащей Бессмертный» (рабочее название фильма «Конец Кощея Бессмертного»). Места, где богатырь Никита Кожемяка бился с кощеевым воинством за землю русскую и за свою любимую, Марью Моревну, в Озерках с тех пор зовут Кощейкой. 

Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…
Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником… 

Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.

Смотреть художественный фильм “Кащей Бессмертный” (СССР, 1944 г.) режиссёр Александр Рой

Художественный фильм “Кащей Бессмертный” (СССР, 1944 г.) режиссёр Александр Рой

Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?

Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».

Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».

Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?

По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.

В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов. 

Галина Григорьева
Галина Григорьева

– Григорьева была после тифа, стриженая налысо… – рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь! 

Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок...
Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок…

Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.

Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.
Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.

– Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… – рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная. – Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные… 

В июле 1944 года в краевой газете “Алтайская правда” было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки. К сожалению, ихрассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота…

– Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями… – рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд. 

– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь. 

Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» – оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы. 

– Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…» 

Галина Мартыненко, участница съемок: «В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»
Галина Мартыненко, участница съемок: «В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…» 

В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.

– А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли «холодушек» режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…

Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через “Алтайскую правду”: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования “Киноэкспедиции „Союздетфильм“».

А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.

В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.

– Нет, Милляр не приезжал… – твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода… 

Кощей.

Кощей. Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка! Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии. 

Картина Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса»

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

– Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… – рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

– На станции показывали фильм бесплатно… – говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» – и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

– Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… – рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» – в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

– Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… – говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

– Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… – рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе – смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой. 

– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! – говорит Людмила Смирнова. – Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах… Как это работает, мы видели своими глазами. Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея. На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да!!!!», и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!». 

Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…

Директор Тальменского музея, автор гранта ««Веселый сказочник тьмы. Александр Роу» Людмила Смирнова: «Дети, вы знаете, кто такой Кощей Бессмертный?»-«Да!!!!»

Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?

– Можно восстановить в какой-то мере сказочный городок, или сделать галерею сказочных героев из дерева… – говорит Сергей Мозговой, с идеи которого все и началось. – Мы, скульпторы, могли бы собраться и за несколько дней сделать, как это было в рамках фестиваля, например, в Сростках…

А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в тридесятое царство – то есть, в сказку… 

(Visited 987 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *