Топ-7 российских фильмов для подростков, за которые не стыдно

С детским и подростковым кино в России все очень плохо? Да! Но не совсем…

Разговоры о том, какие трудности испытывает отечественное детское и подростковое кино, ведутся давно (на эту тему, например, был круглый стол «Афиши Дети» и кинокомпании «Пионер»), а кассовый успех «Последнего богатыря» и его сиквела говорит, кажется, исключительно о том, что у нас соскучились по качественным семейным фильмам. Но пока такие картины не поставили на поток, постараюсь озвучить главные претензии, которые накопились к этому буксующему виду искусства, а также собрал все лучшее (или по крайней мере нестыдное), что снимали в России для детей и подростков за последнее время.

Содержание страницы

Что не так с детским и подростковым кино в России?

Сейчас российские детские и подростковые фильмы находятся в гетто зрительского внимания (за исключением разве что картин с Семеном Трескуновым и больших отечественных проектов студии «Дисней»), но это вполне закономерно. Большая их часть, пожалуй, и не заслуживает быть увиденной, так как это невероятная халтура: плохо поставленное и сыгранное кино. Иногда даже кажется, что кинематографисты будто нарочно руководствуются принципом: что бы мы ни сняли, дети все равно это съедят — так зачем стараться? Будьте уверены: не съедят. Дети не менее взыскательные зрители, чем взрослые, особенно когда есть живой рынок и возможность выбирать между отечественной и голливудской продукцией.

Помимо этого, у киношников нет либо умения, либо желания общаться с детьми на равных. Как взрослый меняется в голосе, когда начинает говорить с ребенком, так и режиссеры, стоит им начать снимать для юного зрителя, берут совершенно иную, снисходительную интонацию. Взять, к примеру, «Клад» Ирины Волковой — постановщицы чудесных «Диалогов». Как только она наводит камеру на детей, все режиссерское остроумие куда-то улетучивается, а в кадре появляется чрезмерная наивность и сусальное умиление, от сахарности которого хочется сразу же зажмуриться. В то время как, скажем, диснеевский «Клад» Эндрю Дэвиса не только не сюсюкается с подростками, но и превосходит большинство отечественных фильмов на поле сторителлинга. На Западе понимают, как важен хороший сценарий — что он основа для круто рассказанной истории. В России же хороших сценариев дефицит не только в детском, но и во взрослом кино, хотя, казалось бы, есть столько замечательных детских писателей, экранизируй — не хочу.

Другая напасть — это консервативность отечественных кинематографистов в выборе тем. Редко кто отваживается на постановку какого-нибудь нетривиального материала. Режиссеры предпочитают возиться в знакомой и безопасной песочнице, перебирая одни и те же истории. И это притом что в перестройку у нас умудрились снять отечественную вариацию «Королевской битвы» и «Голодных игр» — «До первой крови» по сценарию Григория Остера. Это уже не говоря про советские времена, где на всякие «Приключения Буратино» приходился свой экспериментальный «Айболит-66» Ролана Быкова. Это все можно связать с утерей традиций, а можно с нехваткой соответствующих кадров — как бы то ни было, сейчас каждый хороший детский фильм идет на вес золота. Из таких лент мы и составили приведенную ниже подборку — и расположили их в порядке от безоговорочного шедевра к добротному нормкору.

Топ-7 российских фильмов для детей, за которые не стыдно

Кадр из фильма «Частное пионерское» реж. Александр Карпиловский

«Частное пионерское» (1, 2, 3) реж. Александр Карпиловский, 2012, 2015, 2017

Быть может, самое важное, что случилось с детским кино в России десятых, — это трилогия «Частное пионерское» (главное — не обращать внимания на подозрительное название, обыгрывающее известный советский архаизм, в фильмах ему есть довольно изящное объяснение). Если коротко, это история невероятных приключений трех друзей-школьников: Мишки (Семен Трескунов), Димки (Егор Клинаев) и Ленки (Анфиса Вистингаузен) в Стране Советов — но с подвохом. Прелесть «Частного пионерского» в том, что оно не ударяется в слепую ностальгию, а старается трезво посмотреть на советское прошлое: вспомнить и хорошее, и плохое — не только понять, но и прочувствовать, что это было, а также посмотреть на то время чистыми детскими глазами. Трилогия медленно запрягает, но быстро разгоняется. Если первая часть — это милая (но не более того) экранизация одноименного сборника рассказов Михаила Сеславинского, то основанные на оригинальных сценариях вторая и третья серия уже по-настоящему щемящая и бесконечно трогательная история взросления в духе какого-нибудь «Гарри Поттера» (во втором фильме еще есть отсылки к Шекспиру — и надо видеть его «Ромео и Джульетту», разыгранную в рамках пионерлагерного драмкружка). Премьеру третьего фильма — настоящего, к слову, детектива — омрачила гибель Егора Клинаева. Теперь финал трилогии, в котором герои вступают во взрослую жизнь, выглядит еще тоскливее: увы, не всем из них удастся сделать это по-настоящему.

Смотреть фильм “Честное пионерское” (Россия, 2012), реж. Александр Карпиловский

Художественный фильм “Честное пионерское” (Россия, 2012), реж. Александр Карпиловский (видео)
Кадр из фильма «Дар», реж. Сергей Карандашов, 2013

«Дар», реж. Сергей Карандашов, 2013

Школьник Вася (Василий Иванов) все время проводит с отцом в зоопарке, но тут приезжает бабушка, которая оказывается настоящей ведьмой, — и передает мальчику свой дар. Самый, наверное, диковинный зверь в этой подборке. «Дар» так и не вышел в широкий прокат — и увидеть его можно было разве что только на региональных фестивалях. С виду это детское фэнтези, но только если фэнтези (или научной фантастикой) можно окрестить германовскую экранизацию «Трудно быть богом» братьев Стругацких. Такое сравнение не случайно. Сергей Карандашов — ученик Алексея Юрьевича, и «Дар» выглядит так, как будто Герман-старший вдруг начал снимать детское кино, то есть совершенно обескураживающе. Даже обидно, что это затерянное сокровище так толком никто и не смог разглядеть.

Смотреть фильм «Дар», реж. Сергей Карандашов, 2013

Художественный фильм «Дар», реж. Сергей Карандашов, 2013 (видео)
Кадр из фильма «Призрак», реж. Александр Войтинский, 2015

«Призрак», реж. Александр Войтинский, 2015 / «Хороший мальчик», реж. Оксана Карас, 2016

Так уж сложилось, что лучшие примеры отечественного детского и подросткового кино ассоциируются с Семеном Трескуновым, уже ставшим лицом своего поколения. Помимо трилогии «Частное пионерское» необходимо назвать «Призрака» и «Хорошего мальчика». Обе картины, что симптоматично, сделаны по западным лекалам. «Призрак» отсылает не столько к «Привидению» с Патриком Суэйзи, сколько к славной, но незаслуженно забытой ленте Стивена Спилберга «Навсегда», а «Хороший мальчик» — к школьным комедиям Джона Хьюза: «Шестнадцать свечей», «Клуб «Завтрак», «Феррис Бьюллер берет выходной». Это, с одной стороны, щекочет ностальгические рецепторы почище «Очень странных дел», с другой — доказывает, что у нас могут снимать пре-тин- и кид-аут-кино если не на уровне современного Голливуда, то на уровне Голливуда 80-х годов. Вот это уж и правда очень странные дела.

Смотреть фильм «Хороший мальчик» (Россия, 2016), реж. Оксана Карас

Художественный фильм «Хороший мальчик» (Россия, 2016), реж. Оксана Карас (видео)
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Дмитрий Федоров, 2015

«Ведьма», реж. Дмитрий Федоров, 2015

Неожиданно приятный подростковый хоррор. Формально — отечественная вариация  «Кэрри» (чтобы ни у кого не осталось сомнений в режиссерских аллюзиях, главный мужской персонаж (Петр Коврижных) смотрит бессчетную экранизацию рассказа Стивена Кинга «Дети кукурузы» на планшете), однако мелькающий в кадре постер советского «Чучела» не случайно отсылает к иной киноклассике. Перед нами старая и недобрая история про травлю (или, как принято сейчас говорить, буллинг), обернутая в фильм ужасов. Тихая девушка по имени Тоня (Мария Баева) вместе с остальными подростками приезжает в летний лагерь, где себя полноправной королевой (но не «королевой крика») считает стервозная блондинка Людка (Софи Шуткина). Вскоре выяснится, что у Тони есть паранормальные способности, а у Людки — неиссякаемый набор способов унижать девушку. Такое трение между ними высечет искры, от которых со временем разгорится пламя и разразится настоящая трагедия. Изумительные лица (не знаешь, на кого смотреть — на Шуткину или на Баеву), максимально обостренный конфликт. Где-то, быть может, режиссеру не хватает тонкости, а истории — тормозов. Под конец фильм начинает выглядеть несколько анекдотично из-за чрезмерного сгущения красок (в картине, кроме блаженной Тони, по сути, вообще нет положительных героев). Тем не менее «Ведьме» удается держать зрителя в напряжении полтора часа — а для хоррора это дорогого стоит.

Смотреть фильм «Ведьма», (Россия, 2015), реж. Дмитрий Федоров

Художественный фильм «Ведьма», (Россия, 2015), реж. Дмитрий Федоров (видео)
Кадр из фильма «Последний богатырь», реж. Дмитрий Дьяченко, 2017

«Последний богатырь», реж. Дмитрий Дьяченко, 2017

Хорошая новость: в отличие от чудовищной «Книги мастеров» новый полнометражный фильм студии Disney в России оказался серьезным шагом вперед. Плохая: это кино могло бы быть еще лучше. У «Последнего богатыря» неглупый концепт: переосмыслить русские народные сказки с позиций нового времени. Однако этой деконструкции былинных винтиков и схем остро не хватает еще более смешного сценария, запоминающихся панчлайнов, емкого хронометража. Фильм не стесняется заигрывать с сериальными мемами («Я — отец драконов!» — кричит московский псевдомаг Иван — Виктор Хориняк, оказавшийся в сказочном Белогорье), но, как и его главный герой, неизменно отделывается несмешной шуткой, когда нужно произвести на свет свой собственный мем. В итоге несколько по-настоящему остроумных и лиричных эпизодов (парочка в темнице и один — в лесу, когда герой признается девушке, что еще в детстве понял, что «любят не за что-то, а просто так») теряются на фоне рыхлой, несобранной, испытывающей трудности драматургии — и очарование сказки несколько рассеивается.

Смотреть трейлер фильма “Последний богатырь” (Россия, 2017), реж. Дмитрий Дьяченко

Трейлер художественного фильма “Последний богатырь” (Россия, 2017), реж. Дмитрий Дьяченко (видео)
Кадр из фильма «Бегство рогатых викингов», реж. Илья Белостоцкий, 2017

«Бегство рогатых викингов», реж. Илья Белостоцкий, 2017

Джонни Воробьев (Евгений Олещук) и его друзья во время летних каникул вступают в конфронтацию с группой ребят, возомнивших себя настоящими викингами. Самый свежий фильм в этой подборке — немного осовремененная экранизация повести Владислава Крапивина из цикла о Джонни Воробьеве, к сценарию которой приложил руку сам писатель. Съемки картины проходили на родине Крапивина — в Тюмени, а на ее создание у режиссера Ильи Белостоцкого ушло семь лет и чуть больше 8 млн руб. Поэтому, как и многим малобюджетным инди-фильмам, «Бегству рогатых викингов» отчаянно не хватает производственных и студийных мощностей (это неограненное и очень наивное искусство), но не занимать задора — у создателей фильма есть острое желание снимать кино для детей, и сами дети это чувствуют. На региональных показах маленькие зрители встретили картину более чем благосклонно — несмотря на все ее очевидные, но легко объяснимые художественные и технические недостатки, будь то запись звука или кондовые спецэффекты с участием боевой козы.

Смотреть фильм “Бегство рогатых викингов” (Россия, 2017), реж. Илья Белостоцкий

Художественный фильм “Бегство рогатых викингов” (Россия, 2017), реж. Илья Белостоцкий (видео)
(Visited 4 000 times, 50 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *