20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом

20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом

Гарвардский университет опубликовал список важнейших для истории кинофильмов, в который вошли 20 отечественных картин. Всем, кто претендует на кандидатскую степень в киноведении, их нужно обязательно посмотреть. Кинокритик Дмитрий Карпюк объяснил, чем так хороши эти картины, и почему их столь высоко оценили в Гарварде.

Содержание страницы

«Киноглаз» (1924 год) и «Человек с киноаппаратом» (1928 год)

Кадр из неигрового немого фильма "Кино-глаз" (1924 г.) Режиссёр: Дзига Вертов
Кадр из неигрового немого фильма «Кино-глаз» (1924 г.) Режиссёр: Дзига Вертов

Режиссер — Дзига Вертов

Не совсем понятно, как их можно рассматривать отдельно. Оба фильма подобны бездонному цилиндру фокусника — все возможные кунштюки и технические трюки были придуманы еще в 20-е годы Вертовым, а современные режиссеры восхищаются и заимствуют их до сих пор.

Смотреть неигровой немой фильм «Кино-глаз» (1924 г.) Режиссёр: Дзига Вертов

Неигровой немой фильм «Кино-глаз» (1924 г.) Режиссёр: Дзига Вертов

Смотреть немой документальный фильм «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) Режиссёр: Дзига Вертов

Немой документальный фильм «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) Режиссёр: Дзига Вертов

«Броненосец „Потемкин“» (1925 год)

Кадр из художественного фильма "Броненосец "Потемкин"" (1925 г.) Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
Кадр из художественного фильма «Броненосец «Потемкин»» (1925 г.) Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

Режиссер — Сергей Эйзенштейн

Один из лучших, если не лучший фильм всех времен и народов по мнению многих авторитетных критиков, режиссеров и простых зрителей. Киноведам, безусловно, будет интересен новаторский монтаж и расхватанная на цитаты сцена расстрела на одесской лестнице, но один из самых ярких и болезненных образов в фильме — пробуждение матросов броненосца от рабского сна после того, как их попытались накормить червивым мясом. После такого угощения они словно прозревают самую суть своего существования и вырываются из кокона апатии и послушания. Все остальное уже история, в том числе и история кино.

Смотреть художественный фильм «Броненосец «Потемкин»» (1925 г.) Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

Художественный фильм «Броненосец «Потемкин»» (1925 г.) Режиссёр: Сергей Эйзенштейн

«По закону» (1926 год)

Кадр из художественного фильма "По закону" (1926 г.) Режиссёр: Лев Кулешов
Кадр из художественного фильма «По закону» (1926 г.) Режиссёр: Лев Кулешов

Режиссер — Лев Кулешов

В этой экранизации рассказа Джека Лондона «Неожиданное» Кулешов построил Юкон на Москве-реке. В первую очередь фильм знаменателен сочетанием рваного монтажа и длинных планов, но даже если отвлечься от технических нюансов, он до сих пор смотрится как минимум с интересом из-за моральной дилеммы — устроить над убийцей самосуд или отдать его в руки закона.

Смотреть художественный фильм «По закону» (1926 г.) Режиссёр: Лев Кулешов

Художественный фильм «По закону» (1926 г.) Режиссёр: Лев Кулешов

«Мать» (1926 год) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год)

Кадр из художественного фильма "Мать" (1926 г.) Режиссёр: Всеволод Пудовкин
Кадр из художественного фильма «Мать» (1926 г.) Режиссёр: Всеволод Пудовкин

Режиссер — Всеволод Пудовкин

Первый фильм — экранизация Максима Горького и одно из самых больших достижений советского кино. Пронзительная история про семью из отца-черносотенца, сына-революционера и любящей матери, гибнущей с красным стягом в руках под копытами конных жандармов. Второй — тоже политический фильм про борьбу большевиков с миром капитала, крах империи через трагедию маленького человека. Роднит их не только отсутствие звука, призыв «пой, революция!» и завораживающее использование мультиэкспозиции, но и актер Александр Чистяков. В одном фильме он сыграл отца-тирана с бородой Пана, а в другом — рабочего, руководящего штурмом Зимнего дворца.

Смотреть художественный фильм «Мать» (1926 г.) Режиссёр: Всеволод Пудовкин

Художественный фильм «Мать» (1926 г.) Режиссёр: Всеволод Пудовкин

Смотреть немой художественный фильм «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.) Режиссёр: Всеволод Пудовкин

Немой художественный фильм «Конец Санкт-Петербурга» (1927 г.) Режиссёр: Всеволод Пудовкин

«Турксиб» (1929)

Кадр из документального фильма "Стальной путь (Турксиб)" (1929 г.) Режиссёр: Виктор Турин
Кадр из документального фильма «Стальной путь (Турксиб)» (1929 г.) Режиссёр: Виктор Турин

Режиссер — Виктор Турин

Немая, динамичная и полная энергии документалка в 5 частях и с хронометражем меньше часа о строительстве хлопкового пути СССР — Туркестано-Сибирской магистрали. Любопытно, что Режиссер Виктор Турин в революционные годы посещал университет в Массачусетсе и вернулся только в 1922 году, пропустив самое важное для страны время.

Смотреть документальный фильм «Стальной путь (Турксиб)» (1929 г.) Режиссёр: Виктор Турин

Документальный фильм «Стальной путь (Турксиб)» (1929 г.) Режиссёр: Виктор Турин

«Андрей Рублев» (1966 г.)

Кадр из художественного фильма "Андрей Рублев" (1966 г.) Режиссёр: Андрей Тарковский
Кадр из художественного фильма «Андрей Рублев» (1966 г.) Режиссёр: Андрей Тарковский

Режиссер — Андрей Тарковский

Бытописание великого иконописца представляет собой по сути альманах связанных сквозной сюжетной линией притч, где можно увидеть и христианские мотивы, и тему взаимотношения власти и искусства. Однако прежде всего это кино, показывающее, из какой грязи и крови рождается искусство. Горящая корова, ослепленные мастера, разбредшиеся по лесу, Никулин, захлебывающийся кипящей смолой — все обернется чередой икон в цветном финале черно-белого фильма. Каждую из них можно долго рассматривать и находить в ней фрагмент из только что просмотренной картины.

Смотреть художественный фильм «Андрей Рублев» (1966 г.) Режиссёр: Андрей Тарковский (1 серия)

Художественный фильм «Андрей Рублев» (1966 г.) Режиссёр: Андрей Тарковский (1 серия)

Смотреть художественный фильм «Андрей Рублев» (1966 г.) Режиссёр: Андрей Тарковский (2 серия)

Художественный фильм «Андрей Рублев» (1966 г.) Режиссёр: Андрей Тарковский (2 серия)

«Король Лир» (1970)

Кадр из художественого фильма "Король Лир" (1970 г.) Режиссёр: Григорий Козинцев
Кадр из художественого фильма «Король Лир» (1970 г.) Режиссёр: Григорий Козинцев

Режиссер — Григорий Козинцев

«В смутные года идет всегда слепец за сумасшедшим…». Ни грамма фальши в актерской игре (Юри Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом, особенно прекрасен), ни одного слабого кадра — последний фильм Козинцева, снявшего, кстати, перед этим отменного «Гамлета», не зря попал в этот список. В прихотливых ракурсах и в сочетании света и тени при желании можно увидеть отголоски Ингмара Бергмана с Орсоном Уэлсом и очевидную схожесть с «Андреем Рублевым», но прежде всего это лучшая экранизация Шекспира в истории русского кино.

Смотреть художественный фильм «Король Лир» (1970 г.) Режиссёр: Григорий Козинцев

Художественный фильм «Король Лир» (1970 г.) Режиссёр: Григорий Козинцев

«Земля» (1930)

Кадр из художественного фильма "Земля" (1930 г:) Режиссёр: Александр Довженко
Кадр из художественного фильма «Земля» (1930 г:) Режиссёр: Александр Довженко

Режиссер — Александр Довженко

Немое кино про то, как в период коллективизации в деревню привезли трактор, кулакам это не понравилось, и они убили молодого коммуниста Василя. В пересказе звучит не очень увлекательно, но чего стоит один только один танец подгулявшего Василя на ночной дороге, словно попавший в картину из «Заколдованного места». А монтаж сцены работы крестьян в поле? А похороны Василя, которые превращаются в митинг, «без попов и без дьяков», с «новыми песнями про новую жизнь»? А исступленный кулацкий танец на фоне торчащих из земли крестов? Пробирающий до кости сплав поэзии и реализма, Платонова и Гоголя, лирический взгляд на слом старого уклада и приход нового времени.

Смотреть художественный фильм «Земля» (1930 г:) Режиссёр: Александр Довженко

Художественный фильм «Земля» (1930 г:) Режиссёр: Александр Довженко

«Летят журавли» (1957 год) и «Баллада о солдате» (1959 год)

Кадр из художественного фильма "Летят журавли" (1957 г:) Режиссёр: Михаил Калатозов
Кадр из художественного фильма «Летят журавли» (1957 г.) Режиссёр: Михаил Калатозов

Режиссеры — Михаил Калатозов и Григорий Чухрай

Два красивейших фильма о любви и войне, один — поэма в прозе, второй — баллада, как и сказано в названии. В заслуженно получивших «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах «Журавлях…» можно бесконечно восхищаться операторской работой Сергея Урусевского и любоваться Татьяной Самойловой. Фильм полон лиризма шестидесятых, романтики, входящей в клинч с эстетикой итальянского неореализма. Однако скромная, нежная и полная гуманизма картина Чухрая про путешествие солдата, который отправился в увольнительную повидать мать и по дороге влюбился, ранит больнее и остается в сердце зрителя дольше. Впрочем, тут все субьективно.

Смотреть художественный фильм «Летят журавли» (1957 г.) Режиссёр: Михаил Калатозов

Художественный фильм «Летят журавли» (1957 г:) Режиссёр: Михаил Калатозов

Смотреть художественный фильм «Баллада о солдате» (1959 г.) Режиссёр: Григорий Чухрай

Художественный фильм «Баллада о солдате» (1959 г.) Режиссёр: Григорий Чухрай

«Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1969 год)

Кадр из художественного фильма "Тени забытых предков" (1964 г.) Режиссёр: Сергей Параджанов
Кадр из художественного фильма «Тени забытых предков» (1964 г.) Режиссёр: Сергей Параджанов

Режиссер — Сергей Параджанов

«Тени забытых предков» — пронзительная история любви, которая сильнее смерти, по новелле украинского писателя Михаила Коцюбинского. Можно долго говорить о столкновении в фильме языческого и христианского мировоззрений и о фольклорных мотивах. Но, чтобы проникнуться, достаточно посмотреть на маски, на финал с похоронами, на потрясающую сцену убийства, когда кровь заливает объектив камеры великого оператора Юрия Ильенко.

Смотреть художественный фильм «Тени забытых предков» (1964 г.) Режиссёр: Сергей Параджанов

Художественный фильм «Тени забытых предков» (1964 г.) Режиссёр: Сергей Параджанов

«Цвет граната» — фантасмагория, ожившая палитра красок, взгляд на внутренний мир средневекового армянского поэта Саят-Новы. Здесь сюжет отступает перед формой на задний план, но это никак не мешает передаче настроения. У Параджанова, как ни у кого другого, получалось сочинять поэзию в кино.

Смотреть художественный фильм «Цвет граната» (1968 г.) Режиссер: Сергей Параджанов

Художественный фильм «Цвет граната» (1968 г.) Режиссер: Сергей Параджанов

«Александр Невский» (1938)

Кадр из художественного фильма "Александр Невский" (1938 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Кадр из художественного фильма «Александр Невский» (1938 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Режиссер — Сергей Эйзенштейн

Да, агитационный фильм, зато какой! Внушительные сцены сечи, «фирменный» эйзенштейновский монтаж, симбиоз картинки и гениальной музыки Сергея Прокофьева. Чего стоит момент, когда на горизонте появляется лавина тевтонских рыцарей, и звуки бубнов и дудок сменяются мрачно—величественной, почти церковной музыкальной темой. Но волноваться, конечно, не стоит — сама природа на нашей стороне, и все немцы уйдут под лед.

Смотреть художественный фильм «Александр Невский» (1938 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Художественный фильм «Александр Невский» (1938 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн

«Иван Грозный»(1944)

Кадр из художественного фильма "Иван Грозный" (1944 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Кадр из художественного фильма «Иван Грозный» (1944 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Режиссер — Сергей Эйзенштейн

Здесь прекрасно все — от сильнейшего образа и игры Николая Черкасова, костюмов и декораций до снятого в цвете танца опричников во второй, не понравившейся Сталину и запрещенной к показу части фильма (странно, что в список попала только первая серия фильма). Сейчас некоторые нюансы актерской игры могут казаться слегка комичными, но перед ощутимой, нешуточной мощью картины отпадают любые вопросы.

Смотреть художественный фильм «Иван Грозный» (1944 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн

Художественный фильм «Иван Грозный» (1944 г.) Режиссер: Сергей Эйзенштейн

«Обыкновенный фашизм» (1967)

Кадр из документального фильма "Обыкновенный фашизм" (1967 г.) Режиссер: Михаил Ромм
Кадр из документального фильма «Обыкновенный фашизм» (1967 г.) Режиссер: Михаил Ромм

Режиссер — Михаил Ромм

Шедевр Ромма рекомендуется для просмотра не только документалистам и киноведам — сочетание жутких кадров, едкого закадрового комментария и бравурной музыки до сих оказывает очень сильный эффект

Смотреть документальный фильм «Обыкновенный фашизм» (1967 г.) Режиссер: Михаил Ромм

Документальный фильм «Обыкновенный фашизм» (1967 г.) Режиссер: Михаил Ромм

«Война и мир»(1967)

Кадр из художественного фильма "Война и мир" (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук
Кадр из художественного фильма «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук

Режиссер — Сергей Бондарчук

Масштабнейший советский фильм и, как к нему ни относись, безусловно смелая попытка Бондарчука экранизировать неподъемный роман русского классика.

Смотреть художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 1-1)

Художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук

Смотреть художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 1-2)

Художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 1-2)

Смотреть художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 2)

Художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 2)

Смотреть художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 3)

Художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 3)

Смотреть художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 4)

Художественный фильм «Война и мир» (1967 г.) Режиссер: Сергей Бондарчук (фильм 4)

«Восхождение» (1976)

Кадр из художественного фильма "Восхождение" (1976 г.) Режиссер: Лариса Шепитько
Кадр из художественного фильма «Восхождение» (1976 г.) Режиссер: Лариса Шепитько

Режиссер — Лариса Шепитько

Военное кино по повести Василя Быкова «Сотников» поднимает важнейшие моральные вопросы и в какой-то момент превращается в библейскую притчу. Музыка Альфреда Шнитке, игра Гостюхина, Плотникова и Солоницына и режиссура гениальной Ларисы Шепитько в буквальном смысле вынимают душу.

Смотреть художественный фильм «Восхождение» (1976 г.) Режиссер: Лариса Шепитько

Художественный фильм «Восхождение» (1976 г.) Режиссер: Лариса Шепитько

«Ностальгия» (1983)

Кадр из художественного фильма "Ностальгия" (1983 г.) Режиссер: Андрей Тарковский
Кадр из художественного фильма «Ностальгия» (1983 г.) Режиссер: Андрей Тарковский

Режиссер — Андрей Тарковский

«Итальянский» фильм Тарковского по сценарию Тонино Гуэрра с Олегом Янковским в главной роли полон классической музыки, обрывков из стихов, многозначительности и тумана в прямом и переносном смысле. Его можно любить или не любить (в конце концов, именно отсюда родилась «тарковщина», испортившая многих начинающих режиссеров), но в данном случае это настоящее искусство, без всяких кавычек.

Смотреть художественный фильм «Ностальгия» (1983 г.) Режиссер: Андрей Тарковский

Художественный фильм «Ностальгия» (1983 г.) Режиссер: Андрей Тарковский

«Русский ковчег» (2002)

Кадр из художественного фильма "Русский Ковчег" (2002 г.) Режиссёр: Александр Сокуров
Кадр из художественного фильма «Русский Ковчег» (2002 г.) Режиссёр: Александр Сокуров

Режиссер — Александр Сокуров

Фильм безусловно заслуживает внимания из-за технического приема, который Сокуров делает краеугольным камнем всей конструкции. Да, фильм снят одним планом, без монтажных склеек — в течение полутора часов камера путешествует по Зимнему дворцу, «культурному ковчегу» России, и это, как минимум, красиво.

Смотреть художественный фильм «Русский Ковчег» (2002 г.) Режиссёр: Александр Сокуров

Художественный фильм «Русский Ковчег» (2002 г.) Режиссёр: Александр Сокуров
(Visited 126 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.