«Чапаев»: история создания и интересные факты о культовом фильме.
5 ноября 1934 года состоялась премьера легендарного фильма «Чапаев», снятого Георгием и Сергеем Васильевыми. Этот фильм стал настоящим шедевром, собрав за несколько лет более 3 миллионов зрителей по всему миру.
«Чапаев» получил признание и за границей, став культовым в США, Италии, Германии, Дании и других странах. В этой статье мы расскажем о создании этого русского народного эпоса, о влиянии голливудских вестернов, о сходстве между командиром дивизии Василием Чапаевым и Бэтменом, а также о причинах, по которым не удалось создать первую героическую «франшизу» в стране, которую этот фильм должен был заложить.
«Чапаев» — смотрите отреставрированный фильм в цвете онлайн!
Братья Васильевы – не братья
Фото: На съемках Георгий и Сергей Васильевы использовали новаторские на тот момент методы. Динамичные кадры сражений, например, снимались при помощи вот такой специальной тележки, которую тянули по специальным деревянным рельсам.
Режиссёры фильма «Чапаев» — Георгий и Сергей Васильевы — не были родственниками, а лишь однофамильцами. Они начали свой путь в кино как редакторы и монтажёры, работая в разных киностудиях: Георгий — в «Госкино», а Сергей — в «Севзапкино».
После объединения этих студий они познакомились и стали работать вместе. Их первый полнометражный фильм, вышедший в 1928 году, не стал популярным. Вторая работа также не оправдала ожиданий, и режиссёров перевели в сценарный отдел.
После длительного перерыва им наконец-то разрешили вернуться к режиссуре, но с условием, что они будут работать отдельно. Большие проекты им не доверяли. В этот период Георгий снял короткометражный фильм о разведении кроликов, а Сергей — документальный фильм об уборке урожая.
Однако в 1931 году руководство «Ленфильма», где работали братья Васильевы, изменило своё отношение к ним. Им разрешили снять ещё один фильм вместе, который также оказался провальным в прокате.
Затем им предложили сценарий «Чапаева» среди нескольких других, за которые не хотели браться другие режиссёры. После прочтения сценария "Чапаева" они были в шоке от его наивности и пафосности.
Сценарий по одноименному роману Дмитрия Фурманова написала его вдова
Фото: На съемках Георгий и Сергей Васильевы использовали новаторские на тот момент методы. Динамичные кадры сражений, например, снимались при помощи вот такой специальной тележки, которую тянули по специальным деревянным рельсам.
Идея создания фильма о Василии Чапаеве, прославленном командире 25-й дивизии Красной армии, возникла благодаря двум талантливым людям: писателю и революционеру Дмитрию Фурманову и его супруге Анне.
Дмитрий Фурманов, который работал с Чапаевым в Туркестане в качестве политработника, по возвращении с фронта написал роман о легендарном комдиве. Его супруга Анна, немного позже, в 1932 году, на основе этого романа создала сценарий, который привлёк внимание высших партийных кругов.
При подготовке фильма использовали свидетельства участников Гражданской войны
Васильевы и сами были участниками Гражданской войны, поэтому, когда они приступили к созданию фильма, то провели множество встреч с бывшими солдатами и командирами чапаевской дивизии. Они разыскивали товарищей комдива по всему Советскому Союзу и, когда находили их, задавали сотни вопросов о внешности Чапаева, его привычках, манере одеваться, жестах и речи.
Одним из ключевых консультантов стал Иван Кутяков — комдив, который командовал 25-й дивизией после гибели Василия Чапаева. Он вспоминал:
«Чапаева» предполагалось снимать как немое кино
Васильевы стремились снять фильм «Чапаев» со звуком, но директор «Ленфильма» не был настроен благосклонно к ним из-за предыдущих неудач в их работе. Он считал, что «Чапаев» — это немое и недорогостоящее кино, и отказывался рассматривать звуковую версию сценария, ссылаясь на свою занятость и отказывая Васильевым в приёме. Более того, он даже поручил написать о них критическую статью в газете.
Когда Васильевы узнали, что им не разрешат снимать ни звуковую, ни немую версии фильма, художественный руководитель студии Адриан Пиотровский встал на их защиту.
В итоге, когда фильм «Чапаев» вышел на экраны, существовало две версии. Помимо звуковой, была создана немая версия для кинотеатров, не оборудованных для воспроизведения звука. В архивах «Ленфильма» до сих пор хранятся монтажные листы обеих версий фильма.
«Супергерой» в бурке
Фото: «Чапаева» снимали во многом с оглядкой на голливудские вестерны. В первую очередь это касается батальных сцен.
С самого начала Васильевы не стремились изобразить Чапаева как народного героя в своём фильме. Их целью было создать киноленту, похожую по духу на «Броненосца Потемкина» Сергея Эйзенштейна. В их представлении Чапаев должен был стать бесстрашным и почти мифическим рыцарем. По аналогии с современными персонажами, он напоминал Бэтмена — таинственного героя в тёмной мантии.
Символика папахи, бурки, шашки и «коня-огня», несущего его сквозь раздираемую Гражданской войной землю, отражала эту концепцию.
Съёмки «Чапаева» также были вдохновлены Голливудом. В это время в Голливуде царил «золотой век вестернов», и Васильевы, благодаря своим обязанностям, часто черпали вдохновение для фильмов, закрытых для обычного зрителя, из этого жанра.
Мы хорошо знаем, что в классических вестернах часто можно увидеть противостояние опытного шерифа и свободолюбивого ковбоя. Эта же динамика прослеживается и в истории о Чапаеве: роль шерифа здесь исполняет комиссар Фурманов, который прибывает в 25-ю дивизию в качестве политрука. А «ковбоем» становится сам комдив — прямолинейный, непоколебимый и готовый пойти на жертвы ради своего дела. Он словно «красный Зорро».
Одной из самых ярких сцен фильма является «психологическая атака» офицеров «Белой» армии (в фильме их называют «каппелевцами», хотя это скорее абстрактный образ «силы зла»). Они, облачённые в парадные мундиры, медленно шагают под звуки барабанов, словно нависая над главными героями фильма.
Чапаев должен был сыграть Петьку
Бориса Бабочкина, сыгравшего роль Чапаева, изначально рассматривали для роли ординарца Василия Ивановича, более известного как Петька. Однако после очередной читки сценария, Васильевы и Бабочкин вышли на улицу. Там актёр начал активно обсуждать, каким должен быть Чапаев: как он приветствует бойцов, как носит головной убор. Во время этих обсуждений он полностью погрузился в образ настоящего героя.
Было снято два альтернативных финала фильма
В начале съёмок создатели фильма не хотели, чтобы история закончилась трагически, и придумали два альтернативных, более оптимистичных финала.
В первом финале в освобождённом Лбищенске маршировали красные войска, а раненые Петька и Анка-пулеметчица ехали на повозке.
Во втором финале действие происходило спустя несколько лет. В прекрасном яблоневом саду Анка играла с детьми, к которым подошёл Петька, уже ставший командиром стрелковой дивизии. И тут раздался голос Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!» Интересно, что второй финал был снят на родине Сталина, в Гори.
Фильм моментально стал хитом проката
Фото: На «Чапаева» советские люди ходили целыми делегациями. Он даже породил несколько легенд - так, например, мальчишки упорно искали кинотеатры, где показывали мифическую альтернативную версию, в которой комдив не погибает в конце.
Премьера фильма «Чапаев» состоялась 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан». Монтаж фильма был завершен только во второй половине октября, и афиши не успели напечатать, поэтому зрители узнавали о сеансах только из рукописных объявлений.
На утренний сеанс пришло немного зрителей, но уже к вечеру в кинотеатре выстроилась длинная очередь. Фильм сразу же полюбился зрителям. Сеансы шли круглосуточно, и копии фильма допечатывались в спешном порядке. В центральных газетах сообщали о поступлении новых копий в сеть кинотеатров, а в районных изданиях публиковались маршруты распространения.
За год «Чапаева» посмотрели 30 миллионов зрителей — это огромное количество для середины 1930-х годов.
Неудавшаяся «франшиза»
Советские власти проявили особый интерес к продвижению фильма «Чапаев». Были созданы фокус-группы, в которые входили представители разных национальностей, чтобы узнать их мнение о картине после просмотра. В случае необходимости в фильм вносились изменения.
После оглушительного успеха «Чапаева» в СССР возникла идея создания собственной «франшизы». Сталин лично выразил желание, чтобы каждая из советских республик имела свой фильм о национальном герое. Например, для украинцев был предложен фильм о Николае Щорсе, для башкир — о Салавате Юлаеве, сподвижнике Емельяна Пугачёва, и так далее. Эти фильмы должны были стать полнометражными, высокобюджетными и профессиональными, как и «Чапаев».
Эта концепция напоминает нам о киновселенной Marvel, но стоит отметить, что компания Marvel была основана только через пять лет после выхода «Чапаева».
Однако план так и не был реализован. Первым фильмом в этой киновселенной стал «Щорс», который вышел на экраны в 1939 году. Хотя картина была хорошо принята критиками и зрителями, она не стала культовой, и реализацию задумки отложили на неопределённый срок.
Интересные факты:
Сталин был персональным любителем «Чапаева»
Сталин был большим поклонником фильма «Чапаев». К 9 марта 1936 года он посмотрел его уже 38 раз.
Реальная жена Петьки жаловалась на недостоверность истории
Жена Петра Исаева, реального прототипа Петьки, написала письмо Сталину, в котором обвиняла режиссёров фильма «Чапаев» в искажении фактов. Она просила провести проверку. В фильме Петька был показан как холостяк, влюблённый в Анку, хотя на самом деле у него была семья и дети.
Васильевы, режиссёры фильма, были назначены ответственными за проведение встречи с людьми, недовольными тем, как события в фильме отличались от реальности. Они объяснили, что «Чапаев» — это художественное произведение, а не документальная хроника. Вскоре после этой встречи жена Петра Исаева покончила с собой.
Борис Бабочкин возвращался к роли Чапаева
В 1941 году актёр Борис Бабочкин снова воплотил образ Василия Ивановича Чапаева в короткометражном фильме «Чапаев с нами». В этой версии Чапаев выжил, переплыл реку и оказался в 1941 году.
«Чапаев с нами» — смотрите короткометражный фильм 1941 года.
На новом берегу он встретил двух красноармейцев. Легендарный герой Гражданской войны без церемоний спросил их: «Что тут у вас происходит? Снова немцы нашлись?» Затем он надел бурку, папаху и скомандовал: «Верхом!».
КСТАТИ
Для съёмок фильма было сшито несколько сотен костюмов. Некоторые из них были изготовлены на студии, а некоторые взяты из старых запасов, учитывая, что гражданская война только недавно завершилась.
В музее «Ленфильма» до сих пор можно увидеть два уникальных экспоната — бурки, которые носил Борис Бабочкин, исполнявший роль Чапаева. К сожалению, в настоящее время доступна только одна из них, так как вторая сильно пострадала от моли и находится на реставрации.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
С оружием, которое использовалось в фильме, произошёл забавный случай. Специально для Анки, героини актрисы Варвары Мясниковой, реквизиторы нашли настоящий «фронтовой» пулемет Максима.
Перед съёмками оружие «обезопасили», приварив к стволу стальную втулку, чтобы исключить возможность стрельбы боевыми патронами. По какой-то случайности эта втулка попала не только в кадр, но и на афиши. С тех пор на афишах и плакатах можно увидеть Чапая, который простирает руку вперёд, а рядом с ним Петьку, который «палит» из нестреляющего пулемета.
Комментариев 0