Пушкин в кино: глубинный мир великого поэта через актёрскую игру

В феврале мы с особым трепетом вспоминаем Александра Сергеевича Пушкина — великого поэта, чьи стихи стали неотъемлемой частью русской литературы и культуры. 10 февраля 2025 года отмечается печальная дата — 188 лет назад он трагически погиб в дуэли с Жоржем Дантесом.
А уже 14 февраля зрителей ожидает премьера биографической драмы «Пророк. История Александра Пушкина», где главную роль исполнил Юрий Борисов. Это замечательный повод познакомить детей с наследием поэта через искусство кино!
Фильм «Пророк» предлагает юным зрителям (возрастное ограничение фильма 12+) и их родителям погрузиться в эпоху Пушкина, узнать о его жизни, творчестве и непростых решениях. Для детей эта картина станет увлекательным путешествием в историю, а для школьников — отличным дополнением к урокам литературы.
Играть Пушкина на экране — это смелая задача для любого актёра. Образ гения требует не только внешнего сходства, но и глубокого понимания его характера. Юрий Борисов и другие артисты, воплощавшие поэта в кино — как в классических, так и в современных лентах — помогают оживить легендарную личность, делая её ближе и понятнее новым поколениям.
Давайте в этой статье вспомним всех актеров, которые оживили Пушкина на экране. И пусть февраль станет месяцем, когда искра пушкинского слова зажжёт в детях любовь к родному языку и истории!
Евгений Стычкин в роли Александра Пушкина в фильме Карена Шахназарова «День полнолуния» (1998)

Евгений Стычкин, известный своими разнообразными ролями, в фильме-притче Карена Шахназарова «День полнолуния» предстал в неожиданном для себя образе Александра Пушкина. Глядя на его нынешний имидж, трудно представить его с пышной шевелюрой, но в 1998 году он мастерски воплотил легендарного поэта на экране.
Картина представляет собой калейдоскоп историй, связывающих персонажей из разных эпох — от новых русских до аристократических князей. Несмотря на то, что Пушкин появляется в фильме лишь эпизодически, его фигура органично вписывается в общий контекст. Стычкин в роли Пушкина возникает так же внезапно, как и исчезает, но за короткое время успевает передать важные нюансы характера поэта, основываясь на его реальной жизни.
Особенно запоминается сцена, основанная на впечатлениях Пушкина от встречи с молодой калмычкой. Эта встреча произошла на кочевом стане по пути в кавказский Арзрум и оставила поэта в разочаровании, которое он отразил в стихотворении «Калмычке» (1829):
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей».
Стычкин в роли Пушкина передает всю гамму чувств — от кратковременного увлечения до светлой грусти — исключительно через мимику и взгляд, что свидетельствует о высочайшем мастерстве актера.
Эта роль стала важной страницей в карьере Евгения Стычкина, за которой последовала не менее значимая работа — участие в фильме «Пушкин. Последняя дуэль». В этой картине он сыграл не самого Пушкина, а Михаила Юрьевича Лермонтова. Таким образом, Стычкин в образах Пушкина и Лермонтова погружает зрителей в атмосферу русской классической литературы, демонстрируя профессионализм и тонкое понимание персонажей.
Актёр Сергей Безруков в роли Александра Пушкина в фильмах «Пушкин. Последняя дуэль» (2006) и «Гоголь. Ближайший» (2009).

Актёр Сергей Безруков, известный своей удивительной способностью перевоплощаться в самые разные образы, не оставил равнодушными зрителей, когда воплотил образ Пушкина в фильмах «Пушкин. Последняя дуэль» (2006) и «Гоголь. Ближайший» (2009). Он не только снимался в этих картинах, но и неоднократно выходил на театральную сцену, где не только играл великого поэта, но и ставил собственные спектакли, в которых также исполнял роль «солнца русской поэзии».
Впервые Безруков предстал в роли Пушкина в байопике-детективе Натальи Бондарчук, который рассказывает о драматических событиях последней дуэли поэта с Дантесом. Несмотря на лёгкий грим, его игра завораживает, погружая зрителей в напряжённую атмосферу картины, наполняя её зрелищностью и эпичностью. Глубина и искренность, с которыми Безруков передаёт каждое слово, вызывают восхищение.
Для Безрукова Пушкин — это фигура, наполненная вечной жизнью и вдохновением, что он неоднократно подчёркивал в своих интервью. Отголоски из фильма «Последняя дуэль» можно увидеть и в биографической драме о последних днях жизни Гоголя, снятой Бондарчук. В этой ленте через флешбэки оживают образы людей, оказавших влияние на Гоголя, среди которых, безусловно, и Пушкин. Гоголь, сыгранный Евгением Редько, вспоминает о дружбе с великим поэтом, которой он дорожил, осознавая её значение для своего творчества.
Таким образом, Сергей Безруков не только воссоздаёт историческую фигуру Пушкина, но и делает это с профессионализмом и безграничной любовью к наследию поэта, придавая ему новую жизнь и звучание.
Актёр Станислав Белозёров в роли Пушкина: история из фильма «18−14» (2007)

Станислав Белозёров — талантливый актёр, который с особым проникновением сыграл молодого Александра Пушкина в фильме «18−14» (2007). Эта картина переносит зрителей в бурное время учёбы поэта в лицее в Царском Селе. В те годы Пушкин был полон юношеских радостей, но также и трагических событий, омрачивших его юные годы.
В основе сюжета фильма лежит захватывающая история поисков Царскосельского душегуба — маньяка, который совершал страшные преступления в окрестностях лицея. Интрига разворачивается на фоне этих поисков, что делает приключенческую ленту Андреса Пуустусмаа особенно интригующей.
В фильме можно встретить будущих знаменитых исторических личностей: декабристов Вильгельма Кюхельбекера и Ивана Пущина, канцлера Александра Горчакова и поэта Антона Дельвига. Никто из них тогда и не предполагал, что их имена войдут в историю, а сам Пушкин станет великим светилом отечественной литературы. Уже в те времена его талант не оставлял сомнений.
Белозёров в роли Пушкина демонстрирует профессионализм. Его герой дерзок, амбициозен и, конечно, очаровывает своей кучерявой шевелюрой. Интрига с маньяком основана на реальных событиях, и Пушкин действительно принимал участие в его поисках. Виновным оказался лицейский служитель Константин Сазонов, которого поэт упомянул в стихотворении «Заутра с свечкой грошевою…» (1816):
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою…»
Таким образом, фильм «18−14» не только предлагает захватывающее приключение, но и позволяет взглянуть на молодого Александра Пушкина через призму драматических событий, искусно воплощённых Белозёровым в роли великого поэта.
Актёр Константин Крюков в роли Пушкина: переосмысление классики в фильме «Спасти Пушкина» (2017)

Фильм «Спасти Пушкина» (2017) стал для Константина Крюкова возможностью воплотить в жизнь свою давнюю мечту — сыграть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. «Мне с детства говорили, что я похож на Пушкина, и это было моей заветной мечтой», — рассказывает актёр. И действительно, Крюков, с его схожими чертами лица, оказался ближе к образу поэта, чем многие его коллеги, такие как Безруков или Стычкин.
Мечта осуществилась, когда Крюкова пригласили принять участие в комедии Филиппа Коршунова и Павла Мирзоева. Сюжет фильма поразил своей неожиданностью: группа школьников решает перенести Пушкина в наше время, чтобы предотвратить его трагическую гибель от руки Дантеса.
Несмотря на интересное начало, картина не получила одобрения у критиков и зрителей. Многим показалось, что комедийный стиль был неуместен, а шутки порой казались банальными. Однако нельзя не отметить великолепную актёрскую игру Крюкова в образе Пушкина. Даже в самых нелепых ситуациях, где его заставляют читать романы Дарьи Донцовой или участвовать в рэп-баттлах, Крюков остаётся убедительным.
«Простите, Александр Сергеевич», — возможно, думают зрители, наблюдая за этими сценами. Но стоит признать, что такая интерпретация классики, дающая новый взгляд на известные образы, позволяет переосмыслить бессмертного поэта через призму современности.
Актёр Юра Борисов в роли Пушкина в фильме «Пророк. История Александра Пушкина» (2025)

В скором времени на экраны выйдет новый биографический фильм, посвящённый великому русскому поэту Александру Пушкину. Главную роль в картине исполнит талантливый актёр и номинант на премию «Оскар» Юра Борисов. Режиссёр фильма, Феликс Умаров, поставил перед собой амбициозную задачу — объединить в одном фильме все значимые моменты яркой, хотя и короткой жизни Пушкина.
Зрители смогут погрузиться в мир поэта, начиная с его детских лет и обучения в лицее, где юного Пушкина сыграл Кай Гетц, и заканчивая трагической дуэлью. Особенностью фильма станут музыкальные и танцевальные номера, что сделает его абсолютно новым подходом в области кинематографических биографий.
Юра Борисов поделился в интервью, что во время съёмок его часто посещали сны, в которых сам Пушкин пытался понять, что такое кино и почему современный мир так часто обращается к его образу. «Я надеюсь, что через этот фильм я смогу хотя бы частично ответить на его вопросы», — отметил актёр.
Судя по трейлеру, Борисов прекрасно справился с задачей, изображая Пушкина. Его исполнение сочетает в себе серьёзность и харизматичность, немного хулиганскую натуру классика, чья жизнь была наполнена как поэзией и любовью, так и периодами глубокого кризиса.
Для создания аутентичной атмосферы съёмки проходили в роскошных дворцах Санкт-Петербурга и в легендарной музей-квартире Пушкина. Оценить результат зритель сможет уже 14 февраля, когда фильм выйдет в прокат.
Благодаря их мастерству и художественному подходу, Пушкин предстаёт перед зрителями не просто как памятник литературного наследия, но и как живая, вечно молодая личность, настроение и гений которой продолжают вдохновлять поколения.
Их труд важен для сохранения и переосмысления наследия Пушкина, делая его ближе и понятнее современному обществу. Надеемся, что такие работы будут вдохновлять и новые поколения артистов стремиться к высотам актёрского мастерства и глубокому погружению в образы, которыми восхищается весь мир.
Комментариев 0