История образа Бабы-яги в российском кино

История образа Бабы Яги в кино

Самым кассовым фильмом новогодних каникул 2022 года предсказуемо стала третья часть «Последнего богатыря». «Посланник Тьмы» собрал в прокате почти 2 млрд рублей. Однако дело не только в деньгах. Франшиза «Последний богатырь» не в последнюю очередь притягивает своими персонажами, трактовки которых сильно отличаются от традиционных. К примеру, Колобок никогда прежде не был столь агрессивным, а Кощей — рефлексирующим. Крючконосая жительница избушки на курьих ножках по привычке считается существом, прямо скажем, недобрым. Хотя стоп! Всегда ли Баба-яга представала на экране злой? Попробуем разобраться.

Содержание страницы

Визуализация зла 

Впервые наша «красавица» появилась на экране в 1938 году — в мультфильме Зинаиды и Валентины Брумберг «Ивашко и Баба-яга». Надо ли объяснять, что тогда это был полностью отрицательный персонаж?

Образ Бабы Яги в мультфильме “Ивашка и Баба-яга” (СССР, 1938 г.), режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг

мультфильм “Ивашка и Баба-яга” (СССР, 1938 г.), режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг (видео)

В той черно-белой анимационной сказке Яга выглядела как патлатая старуха-отшельница, явно выгнанная из какой-то деревни за колдовство: она бегает в обносках, ютится в избе, собирает коренья, варит снадобья и т.д.

Ее транспортное средство — метла, место прописки — трясина в лесной глуши, любимое блюдо — заблудившиеся малыши. При этом она энергична, самостоятельна и буквально пропитана злобой: к примеру, в ярости перегрызает клыками вековой дуб, на котором пытается спрятаться злосчастный Ивашко.

Видел ли гениальный Георгий Милляр тот мультфильм, сказать сложно. По словам актера, прежде всего он ориентировался на реальных людей: кое-какие черты своей Яги подсмотрел у соседки по коммуналке, что-то «позаимствовал» у старухи-гречанки, живущей в Ялте. Однако его «Костяная нога» — сестра-близнец анимационной «бабуси».

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Василиса Прекрасная” (СССР, 1939 г.). Режиссёр Александр Роу

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Василиса Прекрасная” (СССР, 1939 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

Персонаж, которого играет Милляр в «Василисе Прекрасной» (1939) Александра Роу, почти полностью состоит из кривых линий: горб, крючковатый нос, изуродованные артритом пальцы, костлявые руки и ноги…

Издалека это существо напоминает подбитого и разъяренного коршуна со сломанными крыльями, а никак не человека. При этом бабуля вопиюще грязна, патлата и замотана в какое-то тряпье, хотя ее статус (старушке поручена роль свахи для властелина темного царства, сиречь Кощея) явно дает возможность одеться поприличнее. Важно и то, что никаких, хоть сколько-нибудь положительных черт у этой нищенки нет: по сути, перед нами визуализация всего отрицательного и негативного, что только можно придумать.

Георгий Миллер в образе Бабы Яги

Однако уже в «Морозко» (1964) образ существенно корректируется. Нет, колдунья, конечно, не становится доброй, да и внешне меняется мало (все Яги Милляра выглядят примерно одинаково), но теперь актер добавляет немного иронии, и его «подопечная» постепенно становится персонажем комедийным. К тому же она окончательно переселяется в избушку, благодаря чему воспринимается чуть более цивилизованно (в «Василисе Прекрасной» она ютилась в какой-то норе под корнями деревьев), приплясывает, говорит прибаутками и даже дарит Ивану тулупчик со своего плеча, то есть пытается казаться вежливой (правда, мгновенно в этом раскаивается и пускается во все тяжкие).

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Мерзко” (СССР, 1964 г.). Режиссёр Александр Роу:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Морозко” (СССР, 1964 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

В следующей сказке Роу — «Огонь, вода и медные трубы» (1967) — изменений еще больше. Количество комедийных элементов постепенно увеличивается — и в Бабе-яге просыпается женщина. 

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Огонь, вода и медные трубы” (СССР, 1967 г.). Режиссёр Александр Роу:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Огонь, вода и медные трубы” (СССР, 1967 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

Теперь эта старушка-веселушка кокетничает и знает себе цену. Она собирается стать тещей Кощея, а потому гордо ковыляет среди гостей, эротично виляя задом и надеясь повеселиться и поплясать.

Когда же Кощей внезапно разрывает помолвку, бабушка невольно переходит на сторону добра: выдает Васе подробную инструкцию по уничтожению предателя. И пусть она делает это исключительно из мести — факт остается фактом. Да и любовь к дочери — совершенно искренняя! — уже хоть какая-то положительная черта.

Следующая (и последняя Баба-яга Милляра) отходит от «классической версии» 1939 года еще дальше. В «Золотых рогах» (1972) бабуся не расстается с зеркалом, постоянно любуясь своей красотой: она напудрена, размалевана, увешана побрякушками; патлы причесаны, клыков нет. Крестьянские лохмотья кокетка меняет на обноски богатой дамы: на ней драное парчовое платье, перчатки (тоже дырявые), манто из меховых шкурок… Все это вполне объяснимо, ведь у нее появляется эротический интерес — красавец Леший, с которым она режется в домино. А вот силу свою и способность соображать колдунья уже немного подрастеряла: если раньше ее мог обдурить взрослый Ваня, уговорив сесть на лопату, то теперь с той же задачей справляется восьмилетний ребенок. При этом она не может справиться с собственной кухаркой, и даже с матерью непослушных детей, которых планирует съесть, бабуся вынуждена бороться не колдовством, а с помощью дуэли на мечах (последнее смотрится совершенно неубедительно, но это вопрос другой). Таким образом, оставшись отрицательным персонажем и сохранив внешние признаки «классической Яги» (изломанные линии, нос, горб и т.д.), в начале 1970-х этот образ уже существенно трансформировался.

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Золотые рога” (СССР, 1972 г.). Режиссёр Александр Роу:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Золотые рога” (СССР, 1972 г.). Режиссёр Александр Роу (видео)

Гранд-дама

В анимации изменения такого рода наметились еще раньше. В хрестоматийном мультфильме «Гуси-лебеди» (1949, режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая) Яга уже гораздо более чистоплотна, чем в версиях конца 1930-х. Она по-прежнему уродлива, но это просто некрасивая старуха-крестьянка, а не чудо-юдо в обносках.

Образ Бабы Яги в мультфильме “Гуси-лебеди” (СССР, 1949 г.). Режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая

Образ Бабы Яги в мультфильме “Гуси-лебеди” (СССР, 1949 г.). Режиссеры Иван Иванов-Вано и Александра Снежко-Блоцкая (видео)

А в кукольном проекте Владимира Дегтярева («Конец Черной топи», 1960) она и вовсе переодевается в какое-то светлое платье с широкой вышивкой.

Образ Бабы Яги в мультфильме “Конец Черной топи” (СССР, 1960 г.). Режиссёр Владимир Дегтярев:

Образ Бабы Яги в мультфильме “Конец Черной топи” (СССР, 1960 г.). Режиссер Режиссёр Владимир Дегтярев (видео)

А теперь давайте вспомним еще один мультфильм Зинаиды и Валентины Брумберг — «Про злую мачеху» (1966). В нем Баба-яга совершает просто фантастический имиджевый кульбит. Она живет в мини-дворце с античными колоннами (хотя курьи ножки никуда не делись) и по внешности напоминает Мэри Поппинс пенсионного возраста: элегантное черное платье, белые туфли, белые манжеты, аккуратный пучок, очки… Правда, сущность ее осталась прежней: мачехе, жаждущей извести падчерицу, эта милая интеллигентка-учительница советует «разложить костры горючие, разогреть котлы чугунные, наточить ножи булатные» и разрубить девчонку на мелкие кусочки, чтобы потом хорошенько отварить в котле.

Образ Бабы Яги в мультфильме “Про злую мачеху” (СССР, 1966 г.). Режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг:

Образ Бабы Яги в мультфильме “Про злую мачеху” (СССР, 1966 г.). Режиссёры Зинаида и Валентина Брумберг (видео)

А вот в кино радикальная смена имиджа началась у Яги в 1969 году. Одной из первых ласточек стал телевизионный новогодний капустник Ларисы Шепитько — «В тринадцатом часу ночи». Ягу в этом странном проекте сыграл Зиновий Гердт. И это уже не Баба-яга, а Дама-яга. Перед нами странный гибрид женщины-вамп и фрекен Бок: кроваво-красные перчатки, волосы цвета «вороное крыло», экстравагантный пучок, жабо, драгоценности…

Образ Бабы Яги в телеспектакле “В тринадцатом часу ночи” (СССР, 1969 г.). Режиссёр

Лариса Шепитько:

Образ Бабы Яги в телеспектакле “В тринадцатом часу ночи” (СССР, 1969 г.). Режиссёр

Лариса Шепитько

Она учит уму-разуму своих «коллег по потустороннему миру»: Водяного, Домового, Лешего и т.д., являясь не просто душой компании, но и ее предводительницей. При этом Гердт не скупится на яркие краски — играет преувеличенно-броско, гротесково (да и как еще можно играть Бабу-ягу, которая поет басом «Hello, Dolly»?!). Жалко лишь, что такая трактовка Яги оказалась тупиковой ветвью в ее развитии — и практически не имела последователей.

Кто на свете всех добрее?

В том же 1969 году вышел фильм Бориса Рыцарева «Веселое волшебство». Как ни странно, именно он оказался прорывным для имиджа нашей героини.

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Веселое волшебство” (СССР, 1969 г.). Режиссёр Борис Рыцарев:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Веселое волшебство” (СССР, 1969 г.). Режиссёр Борис Рыцарев (видео)

Персонаж Валентины Сперантовой — сама доброта. Она по-прежнему не расстается с метлой (потому что работает уборщицей в библиотеке), но это практически единственный атрибут, который достался ей по наследству от злобной тезки. Перед нами старушка-пампушка, плюшка-веселушка — уютная нянечка, к которой хочется забраться на ручки, чтобы тебя убаюкали и приласкали. Она вся округлая, мягкая, теплая — стопроцентная противоположность каркающему Милляру-коршуну. Эта Баба-яга версии 2.0 никаких детей, понятное дело, не ест, а, наоборот, пытается вызволить из лап Кощея свою кровиночку — Василису Прекрасную.

В отличии от Дамы-яги Гердта, у ведуньи Сперантовой «наследниц» оказалось довольно много.

Нет, конечно, злобные бабки а-ля Милляр образца 1939 года тоже никуда не делись, но и новая трактовка лесной колдуньи оказалась востребованной. Лучится добротой интеллигентка-Яга Майи Булгаковой («Лада из страны Берендеев», 1971).

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Лада из страны Берендеев” (СССР, 1971 г.). Режиссёр Анатолий Буковский:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Лада из страны Берендеев” (СССР, 1971 г.). Режиссёр Анатолий Буковский (видео)

Мила и забавна бабушка-крестьянка Марии Барабановой в художественном фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», 1977)

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил” (СССР, 1977 г.). Режиссёр Надежда Кошеверова:

браз Бабы Яги в художественном фильме “Как Иванушка-дурачок за чудом ходил” (СССР, 1977 г.). Режиссёр Надежда Кошеверова (видео)

Но прекрасней всех, конечно, героиня Татьяны Пельтцер из бессмертной киносказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Там, на неведомых дорожках” (СССР, 1982 г.). Режиссёр Михаил Юзовский:

Образ Бабы Яги в художественном фильме “Там, на неведомых дорожках” (СССР, 1982 г.). Режиссёр Михаил Юзовский (видео)

О такой бабушке мечтают без исключения все. В огороде у нее порядок, в избе чистота, самовар сияет от удовольствия. Одета чистенько: на ней сарафаны узорные да платки вышитые. В ступе или на метле не летает (говорит, что не солидно уже, да и радикулит замучил), поэтому для поездки в столицу арендует самоходную печь у соседа. При этом она умна, забавна и никогда не падает духом. Может, конечно, припугнуть (мол, съем я тебя, добрый молодец!), но это так, в шутку.

На лицо ужасная, добрая внутри

Таким образом, с 1970-х годов на первый план вышли две основные трактовки лесной ведуньи: Яга злая и Яга добрая. Та забавная старушенция, которую сыграла Елена Яковлева в «Последнем богатыре», многое позаимствовала у обеих. 

Кадр из фильма «Последний богатырь. «Посланник Тьмы»; (c) Disney. Yellow, Black & White

Внешность героине Яковлевой досталась по наследству от «злобной» версии. Перед нами старуха-чухонка, закутанная в грязные тряпки: патлатая, крючконосая, с роскошным горбом… Клыков, правда, у нее нет (что делает «бабушку» все-таки более симпатичной, чем ранние персонажи Милляра), зато есть омерзительно-хриплый голос, повышенная лохматость и привычка командовать. И такой набор элементов, в принципе, не случаен: режиссер Дмитрий Дьяченко специально водит зрителя за нос, чтобы тот долго не мог понять, кто из персонажей воюет на стороне добра, а кто — на стороне зла. Яга же по всем внешним признакам принадлежит к поборникам тьмы.

Смотрите также по теме:

Когда же обман раскрывается, понимаешь: более надежного, верного и целеустремленного существа невозможно придумать.

Колобок мечется между добром и злом, Кощей становится жертвой склероза, Водяной то и дело отвлекается на кудрявых красоток, про Ивана и говорить нечего… А Яга не сворачивает и не сдается.

Управляет избушкой, как танком, усмиряет огромного летающего кита и ради благого дела готова одолжить ступу товарищу. Правда, иногда бабушка бывает резкой и смачно шутит о том, что недотепистого Ивана неплохо бы съесть, однако дальше подзатыльников дело не идет. Зато, когда ей приходится бросить Водяного на поле брани, она искренне плачет — и это чуть ли не первые слезы Бабы-яги, которые мы видим на экране. Комичные слезы, конечно, были: к примеру, Гердт смахивал невидимую слезу, иронизируя над персонажем; но чтобы плакать всерьез — такого с Бабой-ягой еще не случалось.

При этом она очень умна: ее точно не получится обманом усадить на лопату, как тезку из «Морозко». В травах и снадобьях она разбирается лучше, чем многие ее предшественницы. Да и о себе любимой старушка не забывает: не упустит случая прокатиться на спине у Кощея, не дает спуску Водяному, к которому испытывает амурный интерес, и т.д. В общем, персонаж неплохо разработанный и запоминающийся — один из тех, которые могут остаться с нами надолго.

(Visited 234 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.