Волшебник на экране: исследование жизни и творчества Александра Роу - режиссера русских сказок
- История кино
- iarche
- 1 687
- 0
Александра Роу справедливо называют режиссером, вдохнувшим вторую жизнь в русскую народную сказку. Удивительно, что у этого создателя таких киношедевров, как "Морозко" и "Королевство кривых зеркал", не было русских корней. Тем не менее, сам Александр Роу чувствовал себя настоящим русским. Многие чиновники не принимали его, но даже они не смогли помешать режиссеру пополнить сокровищницу советского кино.
Он начинал свою карьеру ассистентом Якова Протазанова, одного из отцов-основателей отечественного кинематографа, и стал любимчиком нескольких поколений зрителей своими сказочными фильмами. Роу впервые передал волшебный мир на экраны игрового кино, заменив кукол и анимационных персонажей живыми актерами. И теперь они действовали в реальной обстановке: в сельских избах и королевских дворцах, под водой и в хоромах у Кащея. Предлагаемая статья - глубокое исследование о том, как сложилась судьба Александра Роу, автора фильмов, которые мы смотрим с самого детства.
Детство
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевце, Костромской губернии (ныне Ивановская область), в семье эмигрантов. Его отец, ирландец по имени Артур Уильям Роу, приехал в Россию в 1905 году для развития мукомольной промышленности. Мать будущего режиссера - гречанка Эйли Кэраджордж, российская гражданка, растила Александра одна, так как его отец уехал обратно в Ирландию после начала Первой мировой войны и больше не появлялся в их жизни.
У матери было много проблем со здоровьем, поэтому Александр уже с десятилетнего возраста вынужден был заботиться о них обоих. Он работал помощником в галантерейной лавке, одновременно посещая семилетнюю школу в Загорске (который в то время назывался Сергиева Посада), куда они перебрались в 1915 году.
Загорск, где провел свое детство Александр Роу, был удивительно живописным местом в то время. Темные еловые леса и светлые березовые рощи, высокие сосны и могучие дубы, реки, ручьи, озера - все эти сказочные красоты, окружавшие режиссера с самого детства, позднее стали непременной частью его фильмов.
Образование
После окончания школы, Роу поступил в промышленно-экономический техникум. Однако его увлечение театром не угасло, и в возрасте 15 лет он стал артистом агиттеатра "Синяя блуза". Вскоре он решил отказаться от экономической специальности и перевестись в киношколу для актеров, основанную режиссером Б.В. Чайковским. В 1930 году Роу успешно окончил эту школу и решил продолжить свое образование в драматическом техникуме имени М. Н. Ермоловой.
Во время учебы в драматическом техникуме, он начал делать свои первые шаги в кинематографе. Роу присоединился к киностудии "Межрабпомфильм" в качестве помощника и ассистента известного режиссера Якова Протазанова. Всего лишь в двадцать пять лет, Роу стал незаменимым на съемочной площадке, проявляя удивительную дипломатию и умение договариваться с самыми непослушными членами съемочной группы.
По совету Протазанова, Роу решает продолжить свое образование в Драматическом техникуме имени М.Н. Ермоловой. Это становится отправной точкой для формирования его круга друзей и единомышленников, которые разделяют его мечту о создании "советского Голливуда" - огромной киностудии, где можно было бы снимать не только идеологическое кино, но и веселые или страшные сказки. Вместе с Роу в этом круге оказываются его верные спутники, в первую очередь актер Георгий Милляр, будущая "заслуженная Баба Яга Советского Союза". Еще одним близким другом становится актер и сценарист Лев Потемкин - соратник, с которым Роу сотрудничал во многих своих киносказках.
Конечно, мечты могут быть лишь мечтами, но Партия Большевиков определяла свои правила для "самого важного из всех искусств". В преддверии 20-летия революции было востребовано исключительно идеологическое кино. Михаил Ромм снял эпическую ленту "Ленин в Октябре" - великий советский блокбастер 1937 года. Сергей Юткевич представил "Шахтеров" - политический триллер о борьбе с троцкистами на шахтах Донбасса. Для подростков были созданы переработанные классические произведения - "Новый Гулливер" Александра Птушко и "Остров сокровищ" Владимира Вайнштока. Герои Свифта и Стивенсона были адаптированы в соответствии с революционными принципами времени: в Лилипутии Гулливер устраивает революцию, а пиратское золото, которое английские моряки искали, использовалось для закупки оружия для восставшего пролетариата. И вот, перед "Межрабпомфильмом" (точнее его филиалом - "Союздетфильмом") встает большой и полный энтузиазма Роу с сценарием абсолютно неполитической детской сказки "По щучьему веленью", написанной Елизаветой Тараховской, представительницей декадентского направления. В середине 30-х годов Тараховская, как и многие бывшие авангардисты и формалисты, не соответствующие канонам "социалистического реализма", оказалась на грани нищеты. Она выживала, создавая детские "фольклорные" пьесы для Театра кукол Образцова, смешивая различные фольклорные сюжеты из сборника русских сказок Афанасьева. Таким образом она придумала историю о Емеле, волшебной щуке и царевне Несмеяне. Но Роу увидел в ее пьесе свою возможность получить творческую свободу, возможность снимать кино без идеологического давления.
Утвердить подобный сценарий в 1937 году казалось практически невозможным, но у Роу была особая репутация волшебника на студии. Он знал, какие струны надо перебирать, и после нескольких месяцев просьб и переговоров получил разрешение на съемки.
Александр Роу - мастер спецэффекта
Протазанов был прав. Фильм, снятый в рекордно короткие сроки, оказался феноменальным успехом. Роу стал не только первым режиссером сказочных фильмов в отечественной кинематографии, но и пионером в области спецэффектов. Самодвижущаяся печь, ведра, которые сами идут, складывающиеся дрова, говорящая щука - все это в те годы казалось настоящим чудом. Интересно, что многие коллеги-режиссеры советовали Роу использовать рисованную анимацию для создания эффектов волшебства, но он был непреклонен. Ведь суть сказки заключается в том, что самые невероятные чудеса начинают происходить в повседневной жизни.
Смотреть художественный фильм "По щучьему веленью" (СССР, 1938 г.). Режиссер Александр Роу
Видео: художественный фильм "По щучьему веленью" (СССР, 1938 г.). Режиссер Александр Роу
Роу сам разрабатывал методы комбинированной съемки. По его заказу московские конструкторы собрали настоящую самодвижущуюся печь, внутри которой было предусмотрено место водителя, а также специальная камера для пиротехники - ведь печь должна была создавать клубы дыма и пара. И вот однажды во время съемок очередного эпизода киношники так погрузились в работу, что даже не заметили, как от жара пиротехники загорелась ткань, обшивающая печь. Заполнился дымом и одежда "водителя" - Яша, рабочий, управлявший печью. С тех пор он получил прозвище Яша-Печка.
Фото: кадр из художественного фильма "По щучьему веленью" (СССР, 1938 г.). Режиссер Александр Роу
Пришлось придумать еще один "сказочный" спецэффект вынуждено и в срочном порядке. Большая часть съемок фильма проходила в деревне Чёлсма под Костромой. Время неумолимо тикало, и Роу осознал, что у него не хватает времени, чтобы запечатлеть все зимние сцены. Тогда он внес изменения в сценарий, добавив новую сцену с "щучьим словом": "Обернись, зима лютая, летом красным". В результате фильм обрел новый трюк - мгновенное превращение зимы в лето, что породило вопросы у многих зрителей о том, как вообще возможно такое снять.
Успех первого фильма позволил Роу сразу приступить к съемкам второй картины - "Василиса Прекрасная". И снова любовная линия была отодвинута на второй план в пользу спецэффектов. Во время премьеры фильма зрители, открыв рты от изумления, наблюдали чудовищного Змея Горыныча, изрыгающего огонь и дым из своих огромных зубастых голов. Чудовищный ящер также был изобретением Роу. Александр Артурович обратился за помощью к рукодельникам из мастерских игрушек в Загорске, где был создан макет Змея в натуральную величину - 11 метров в длину и 5 метров в высоту. Этим страшным созданием управлял экипаж из двадцати человек: одни двигали хвостом, другие махали крыльями и головами, третьи отвечали за дым и огненные искры. Даже рядом с американским Кинг-Конгом, советский Змей Горыныч внушал ужас и трепет.
Смотреть художественный фильм "Василиса Прекрасная" (СССР, 1939 г.). Режиссер Александр Роу
Видео: художественный фильм "Василиса Прекрасная" (СССР, 1939 г.). Режиссер Александр Роу
Зрителей поразил также огромный говорящий паук со светящимися глазами, который поймал Ивана в свою паутину. Это создание пленяло воображение даже голливудских режиссеров - сцена с сражением Ивана и паука была практически полностью перенята в американском фильме "Багдадский вор" 1940 года, который был награжден "Оскаром". Фильм Роу также вдохновил британского писателя Джона Толкина, работавшего над трилогией "Властелин колец" - в его книге отважные Фродо и Сэм также сражаются с огромным говорящим пауком. И даже режиссер Стивен Спилберг получил уроки от фильмов Роу и признался в интервью в своей любви к его кинематографическим сказкам: "Это уникальное культурное явление, которое невозможно повторить!"
Фото: кадр из художественного фильма "Василиса Прекрасная" (СССР, 1939 г.). Режиссер Александр Роу
Кроме того, Александр Роу знаменитым сделал Георгия Милляра - самую знаменитую Бабу-Ягу в истории отечественного кино. Этот персонаж был впервые сыгран актером в фильме "Василиса Прекрасная". Роу решил доверить эту роль мужчине, несмотря на множество актрис, включая Фаину Раневскую, пробовавшихся на эту роль. С тех пор Милляр стал постоянным участником сказок Александра Артуровича и иногда играл сразу в трех разных персонажах в одном фильме. Но даже это не спасло его от множества возникших проблем, например, во время съемок одной из сцен в "Василисе Прекрасной" ему пришлось 25 раз спускаться по желобу из печи. В результате актер получил ожог.
Кащей великий и ужасный
С началом войны Александр Роу и его киностудия были эвакуированы в Душанбе, и в течение всей Великой Отечественной войны он был прикован к киноаппарату: сначала он срочно закончил работу над фильмом "Конек-Горбунок", основанным на сказке Ершова, а затем просился добровольцем на фронт, чтобы снимать военную хронику. Хотя ему не разрешили попасть на фронт, ему было поручено снимать "Боевой киносборник" - серию короткометражных новелл, которые поднимали боевой дух у солдат. В то же время Роу написал сценарий для сказки "Кащей Бессмертный". Сценарист Владимир Швейцер вспоминал, что процесс съемок этого фильма был особо контролируемым - стране было важно продемонстрировать, что даже в годы войны в Советском Союзе можно снять кино для детей. Идея победы над неуязвимым монстром имела большое значение не только для детей, но и для взрослых - если Кащей может быть побежден, то Гитлер тоже падет! Зрители мгновенно увидели параллели, ведь Кащей, сыгранный Георгием Милляром, получил черты пародийного немецкого рыцаря из фильма "Нибелунги", снятого в 1924 году Фрицем Лангом. В сказке Роу армия Кащея, символизирующая зло, сталкивалась с русскими богатырями. Наркомпросс требовал снять пародию на арийский "культ рыцарства", но Роу пошел еще дальше. Он создал волшебную сказку для взрослых, где присутствует любовь и добро, где сила побеждается преданностью и дружбой между русским богатырем Никитой Кожемякой и восточным богатырем Булатом Балагуром. Роль Никиты Кожемяки была исполнена Сергеем Столяровым, который был романтическим героем экрана в предвоенное время и чью появление в этом фильме сильно влияло на его репутацию.
Смотреть художественный фильм "Кащей бессмертный" (СССР, 1944 г.). Режиссер Александр Роу
Видео: художественный фильм "Кащей бессмертный" (СССР, 1944 г.). Режиссер Александр Роу
В день Победы, 9 мая 1945 года, состоялась премьера фильма на большом экране в кинотеатре "Родина" в Барнауле. Первыми зрителями стали колхозники из Барнаула, которые принимали участие в съемках. Затем фильм был показан на международном послевоенном фестивале в Риме, хотя не участвовал в конкурсе.
Морозко всесоюзного значения
Несмотря на то, что фильм «Кащей Бессмертный» получил много положительных отзывов, после войны режиссёр на некоторое время оказался в непростой ситуации из-за сокращения финансирования фильмов и строгого указания Сталина снимать позитивные картины о современной жизни, отказавшись от сказочных историй. В результате, Роу временно переключился на создание документального кино и выпустил три фильма на Ереванской киностудии. Однако в 1952 году он возвратился к жанру сказки и снял цветной стереофильм под названием "Майская ночь, или Утопленница", по мотивам повести Н.В. Гоголя.
Смотреть художественный фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки" (СССР, 1962 г.). Режиссер Александр Роу
Видео: художественный фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки" (СССР, 1962 г.). Режиссер Александр Роу
Наиболее успешным периодом в творчестве Александра Роу является конец 1950-х – конец 1960-х годов. В это время были выпущены фильмы, которые получили широкое признание: "Марья-искусница" (1959 год), "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1962 год), "Королевство кривых зеркал" (1963 год), "Морозко" (1964 год), "Огонь, вода и... медные трубы" (1967 год), "Варвара-краса, длинная коса" (1969 год), "Золотые рога" (1972 год).
Фото: кадр из художественного фильма "Королевство кривых зеркал" (СССР, 1963 г.). Режиссер Александр Роу
Именно в этот период в 1964 году Александра Роу снял свой самый главный фильм - "Морозко". Этот фильм стал настолько популярным, что множество фраз и выражений из него стали крылатыми. Кто не знаком с фразой: "Тепло ли тебе, девица?"
Смотреть художественный фильм "Морозко" (СССР, 1964 г.). Режиссер Александр Роу
Видео: художественный фильм "Морозко" (СССР, 1964 г.). Режиссер Александр Роу
Успех фильма определился несколькими факторами. Во-первых, сценарий, написанный известным советским драматургом Николаем Эрдманом, автором таких пьес, как "Мандат", а также музыкальных комедий "Веселые ребята" и "Волга-Волга". Узнав, что Эрдман после возвращения из ссылки оказался в трудной финансовой ситуации, Роу заказал у него сценарий для неполитической сказки. В качестве соавтора Эрдман пригласил своего старого друга Михаила Вольпина, бывшего политического заключенного и лауреата Сталинской премии по литературе. Во-вторых, удачно подобрали актеров. В роли Морозко снялся Александр Хвыля, который на протяжении многих лет был известным в СССР Дедом Морозом и ведущим новогодних представлений на Кремлевских елках для детей. Однако фильм прославили не опытные актеры, а молодые и малоизвестные люди. Например, Наталью Седых, исполнившую роль Настеньки, Роу заметил по телевизору.
Однако наиболее яркой актёрской находкой стала Инна Чурикова, исполнившая роль Марфушки, злобной мачехиной дочери.
Настоящий испытания подверглись актрисе во время съемок. Во-первых, в сцене, где Марфушка кушает яблоко, на самом деле ей пришлось аппетитно грызть сырой лук. Во-вторых, зимние сцены были сняты в Мурманске. В сцене, где Марфушка сидит под елкой и ждет Деда Мороза, она действительно сильно замерзла, так как оператор затянул установку освещения. Когда Чурикова впервые увидела себя на пленке во время озвучивания фильма, она заплакала и даже задумалась о возможности покинуть киноиндустрию, так отталкивающей показалась она сама себе.
Фото: Инна Чурикова в роли Марфушки. Художественный фильм "Морозко" (СССР, 1964 г.). Режиссер Александр Роу
Но во время съемок Александра Роу всегда заботился о своих актерах и подготавливал для них термос с горячим чаем. Если режиссеру нравилась игра актера, он угощал его чаем, считая это признаком выдающейся работы.
Особое внимание Александр Артурович уделял комбинированным съемкам. Например, съемка зимнего леса с инеем была настоящим испытанием. В течение более месяца Роу следил за состоянием инея, заставляя всю съемочную группу начинать работу ещё до рассвета, чтобы ветер не сдул иней. Многие сцены были сняты задом наперед для создания эффектных кадров - техника обратного монтажа была ещё необычной на тот момент.
Фильм "Морозко" принес Александру Роу главный приз "Лев Святого Марка" на XVII Международном кинофестивале в Венеции в категории детских и юношеских фильмов. В 1968 году Роу было присвоено звание народного артиста РСФСР. Наслаждаясь успехом, Роу снял сказку под названием "Огонь, вода и... - медные трубы", для которой сценарий написали Эрдман и Вольпин.
Варвара, Финист и другие
В 1960 году произошло значительное количество событий в Африке - за этот период на Черном континенте возникло 17 независимых государств. С каждым годом в 60-е годы мир стал свидетелем перемен в бывших колониях Европы. Процесс обретения независимости был весьма бурным, иногда сопровождался войнами, и, конечно же, активное участие СССР в этих процессах было неизбежным. Режиссера Роу поручили заняться Африкой, ибо кто еще, как не он, смог бы установить культурные связи с новыми странами народной демократии? Таким образом, Роу, избегавший политики в течение всей своей жизни, неожиданно для себя стал членом правления Советско-Африканского дружества. Более того, общественные обязанности приятно увлекли его. В составе официальных делегаций он посетил практически все африканские страны. Он назвал свои заметки о путешествиях "По странам 1001 ночи", где описывает великолепные дворцы, оживленные рынки и нищету на окраинах.
Было также необычное происшествие. В одной из стран молодая африканская принцесса, познакомившись с Александром Артуровичем и посмотрев его фильмы, влюбилась в него. Она передала через посла, что хотела бы выйти за него замуж. Удивленный Роу сообщил ей, что он уже женат и несколько не в молодости, но она ответила, что в ее стране мужчины могут иметь несколько жен и возраст не имеет значения...
Когда состояние здоровья Роу ухудшилось, и его жена убеждала его ограничить путешествия из-за него, он ответил: "Ради того, чтобы увидеть то, что я видел, не страшно и умереть".
Африканские впечатления и мотивы также нашли свое отражение в его новом фильме "Варвара-краса, длинная коса", который вышел на экраны в 1969 году. Главный злодей, Чудо-Юдо, напоминает африканского диктатора-царька средней руки. Его помощники - пираты Карибского моря, которых в России еще не видели.
Смотреть художественный фильм "Варвара-краса, длинная коса" (СССР, 1969 г.). Режиссер Александр Роу
Видео: художественный фильм "Варвара-краса, длинная коса" (СССР, 1969 г.). Режиссер Александр Роу
Новый фильм также отличался изменением подхода и настроя. Как отмечали критики, Роу в этой работе не делал упор на замысловатый сюжет, а сконцентрировался на юморе и анекдотичности ситуаций. Больше не было главной интриги в опасности, а вместо этого фильм стал более подходящим для детской аудитории, что вызвало некоторое разочарование у зрителей. Еще меньший успех принес фильм 1972 года "Золотые рога" - последний фильм, снятый Роу в качестве режиссера...
Возможно, сам Роу почувствовал появление сильной конкуренции в области детского кино. В то время все советские подростки увлекались немецкими фильмами о жизни индейцев, где Гойко Митич играл отважного Чингачгука. Также появились сказки из стран социалистического лагеря, например, "Три орешка для Золушки" с участием Либуше Шафранковой. Не отставали и советские коллеги, такие как Александр Птушко, который снял "Руслана и Людмилу", и Анатолий Граник, создавший "Двенадцать месяцев"...
Очевидно что сам Александр Артурович ощущал, что его позиции ослабли, и он начал готовиться к созданию чего-то совершенно нового. Он приступил к разработке сценария по пьесе Николая Шестакова "Финист - Ясный Сокол", с надеждой на создание нового приключенческого фильма с новым народным героем. Однако, к несчастью, Александр Артурович так и не успел воплотить свои замыслы: 28 декабря 1973 года, в возрасте 67 лет, он скончался в Москве.
Смотреть художественный фильм "Финист - Ясный Сокол" (СССР, 1975 г.). Режиссер Геннадий Васильев
Видео: художественный фильм "Финист - Ясный Сокол" (СССР, 1975 г.). Режиссер Геннадий Васильев
После его смерти ученик Роу, Геннадий Васильев, снял "Финиста" на основе черновиков, оставленных мастером. Фильм был восторженно принят советской аудиторией и собрал рекордные сборы, а на Международном кинофестивале в Хихоне (Испания) "Финист" был награжден специальным призом.
Остались записки Александра Роу, которые свидетельствуют о его мечте поставить киносказку по сценарию Андрея Платонова под названием "Добрый Тит" и его интересе к новому жанру кино - мюзиклу. К сожалению, он не успел реализовать эти идеи...
Смерть
За пять дней до своей кончины, Александр Роу, непоколебимый оптимист, лежа в больничной палате, распорядился, чтобы прощание с ним прошло на его родной киностудии, а при выносе гроба симфонический оркестр исполнил сюиту из комической оперы "Корневильские колокола". Лев Потёмкин, близкий друг режиссёра, организовал все это в точности по его указаниям.
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года и был похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.
Александр Роу не просто любил своих зрителей — встречи с ними были неотъемлемой частью его жизни. Иногда, в период отпуска, он успевал провести три или четыре таких встречи в день. Воспоминания о детской благодарности к Роу сохраняются на любительских кадрах, которые запечатлели празднование его 60-летия. На этих кадрах дети читают стихи, посвященные ему: "Нет волшебников с нами, утверждает учебник. Только знаем мы сами – вы могучий волшебник!".
Комментариев 0