Полная энциклопедия советских и российских новогодних мультфильмов
Новый Год, в ХХ веке ставший праздником номер один для жителей СССР, синтезировал в себе разнообразные аспекты: официальное политическое обращение лидера страны, личное и семейное торжество, утренники для детей и взрослые праздничные застолья. Этот праздник объединил радость от выполнения производственных планов и волшебство традиций и примет. Он был массовым карнавалом, но также приносил домашний уют перед телевизором. Новый Год воплощал и праздничную суету, и моменты покоя, веселье и ностальгию по прошлым дням.
В последние годы Новый Год стал еще более разнообразным, собирая в себе элементы языческих, христианских и восточных традиций. Этот праздник неповторимый, неподражаемый и приносящий радость каждому человеку. Момент полуночи между 31 декабря и 1 января символизирует слияние множества различных судеб. Новый Год — это истинный праздник праздников.
В начале ХХ века Новый Год в России не занимал такого важного места, так как Рождество в православной вере было основным религиозным праздником (и именно из Рождества Новый Год заимствовал множество традиций, включая новогоднюю елку). Неизвестно о существовании специфических новогодних примет или ритуалов того времени, которые отличались бы от рождественских традиций. Скорее всего, в то время эти два праздника слились вместе (с течением времени роли поменялись) и до сих пор разделить их или вернуться к чисто христианским традициям, отказавшись от новогодних празднований, даже властям Русской Православной Церкви не удалось. Корни этих праздников неразрывно переплелись, и сейчас невозможно разделить Рождество от Нового Года. Но стоит ли нам вообще делать это?
За всю историю существования советской и российской анимации рождественских и новогодних анимационных фильмов в России было создано около шестидесяти. Их разнообразие и многообразие делает сложным классифицировать их в единую систему, за исключением попытки систематизировать сюжеты фильмов. Давайте вместе окунемся в полную энциклопедию советских и российских новогодних мультфильмов.
В самом первом рождественском фильме "Рождество обитателей леса" режиссера В. Старевича (1912) было представлено два основных сюжетных мотива, которые в дальнейшем стали характерными для новогодних сказок: оживление игрушек на елках (и не только) и лесной новогодний праздник с участием животных. Рождественский Дед Мороз (в виде игрушки) спускается с елки, отправляется в лес и разбудив спящих животных (насекомых, лягушку), организовывает для них праздник, игры и дарит подарки.
Смотреть мультипликационный фильм "Рождество обитателей леса" режиссера В. Старевича (1912)
Видео: мультипликационный фильм "Рождество обитателей леса" режиссера В. Старевича (1912)
Этот первый детский анимационный фильм в России мог остаться единственной новогодней картиной, так как в конце 1920-х и первой половине 1930-х годов Рождество и Новый Год были запрещены в СССР. Но уже на раннем этапе существования советской анимации появилась новогодняя атрибутика. Эта эпоха ознаменовалась переходом анимации к выполнению революционных задач. В то время, когда сказки и басни находились под гонениями, важнейшими жанрами анимации стали политическая сатира и агитационные фильмы. Фильмы того времени изображали политические пародии, агитационные послания и плакаты в стиле "Окна РОСТА". Именно в таком духе был создан первый крупномасштабный советский мультфильм "Советские игрушки" (режиссер Дзига Вертов, 1923). В самом конце фильма красноармейцы образовывали "новогоднюю" елку, на которой представлены фигурки "классовых врагов" - священника, буржуа-непмана и других представителей "угнетенных классов". Такое противопоставление "советской" елки, воспринимаемой как "отжившей", "религиозной", являлось характерным для этого периода (достаточно вспомнить попытки отмечания "Красного Рождества"). Это выражало негативное отношение к старым культурным традициям и, возможно, было единственной формой показа новогодней символики на экране - в пародийной форме.
Смотреть мультипликационный фильм "Советские игрушки" режиссера Д. Вертова (1923)
Видео: мультипликационный фильм "Советские игрушки" режиссера Д. Вертова (1923)
Затем последовали годы длительного запрета на отображение елок на экране, и, наконец, наступил 1936 год - год, когда Новогодний праздник был официально легализован. Он был лишен религиозной окраски и адаптирован к советской системе воспитания детей. С 1937 года началась серия детских новогодних фильмов, в некоторых из которых содержались элементы советской идеологии. Дед Мороз стал "проводником" идей о движении к светлому будущему в фильме "Новогодняя ночь" и в финале "Когда зажигаются елки". В целом же новогодняя тематика в анимации вернулась к детской аудитории. В начале была разработана знакомая схема: Дед Мороз организует елку для зверей, при этом ему мешают волки или другие отрицательные персонажи. В фильме "Дед Мороз и серый волк" режиссера О. Ходатаевой (1937) волк похищает зайчонка, которого затем Дед Мороз и лесные зверушки освобождают.
Смотреть мультипликационный фильм "Дед Мороз и серый волк" режиссера О. Ходатаевой (1937)
Видео: мультипликационный фильм "Дед Мороз и серый волк" режиссера О. Ходатаевой (1937)
В фильме "Елка" М. Цехановского и П. Носова (1942, начало работы режиссера О. Ходатаевой приходится еще на довоенный период) стая волков мешает Деду Морозу добраться до лесного праздника, но обитатели леса приходят на помощь.
Смотреть мультипликационный фильм "Елка" режиссеров М. Цехановского и П. Носова (1942)
Видео: мультипликационный фильм "Елка" режиссеров М. Цехановского и П. Носова (1942)
В фильме "Серебряный дождь" режиссера В. Левандовского (1937) зайчата отправляют "делегата" за новогодними игрушками, а волк пытается его съесть, однако заяц обманывает волка и заставляет его доставить приобретенные игрушки на елку.
Смотреть мультипликационный фильм "Серебряный дождь" режиссера В. Левандовского (1937)
Видео: мультипликационный фильм "Серебряный дождь" режиссера В. Левандовского (1937)
В фильме "Зимняя сказка" И. Иванова-Вано (1945) совсем отсутствуют негативные персонажи - Дед Мороз устраивает лесную елку под музыку П. И. Чайковского, встречает Новый Год (в образе мальчика на тройке), оживляет снеговую Снегурочку и так далее.
Смотреть мультипликационный фильм "Зимняя сказка" режиссера И. Иванова-Вано (1945)
Видео: мультипликационный фильм "Зимняя сказка" режиссера И. Иванова-Вано (1945)
С начала 1940-х годов в новогодних сказках постепенно появляются образы детей, которые постепенно вытесняют зверушек. Конфликты между животными постепенно дополняются и сменяются "человеческими". В фильме "Новогодняя ночь" режиссеров О. Ходатаевой и П. Носова (1948) Дед Мороз и два зайца по заказу Нового Года собирают "елку-золотые шишки" у Лешего. Дед Мороз спорит с Лешим и противопоставляет новые, реальные чудеса, оживленные стихами М. Вольпина, прежним сказочным чудесам. В финале Дед Мороз и Новый Год присутствуют на детских танцах на Красной площади в Москве. Вероятно, это самый политизированный вариант новогодней анимационной сказки, в котором отчетливо прослеживаются каноны официального искусства конца 1940-х годов.
Смотреть мультипликационный фильм "Новогодняя ночь" режиссеров О. Ходатаевой и П. Носова (1948)
Видео: мультипликационный фильм "Новогодняя ночь" режиссеров О. Ходатаевой и П. Носова (1948)
В знаменитом фильме М. Пащенко "Когда зажигаются елки" (1950) существуют два параллельных новогодних праздника: лесной - ответственность Снегурочки и городской, детский - ответственность Деда Мороза и Снеговика. Нет смысла повторять сюжет этого фильма В. Сутеева, так как он запомнился всем. Этот фильм является вершиной классического жанра новогодней сказки 1940-х - 1950-х годов.
Смотреть мультипликационный фильм "Когда зажигаются елки" режиссера М. Пащенко (1950)
Видео: мультипликационный фильм "Когда зажигаются елки" режиссера М. Пащенко (1950)
В фильме "Снеговик-почтовик" режиссера Л. Амальрика (1955) Снеговик, сделанный детьми, отправляется к Деду Морозу за елкой. Филин, Лиса и Волк пытаются похитить письмо от детей, но Медведь и Бобик приходят на помощь и т.д.
Смотреть мультипликационный фильм "Снеговик-почтовик" режиссера Л. Амальрика (1955)
Видео: мультипликационный фильм "Снеговик-почтовик" режиссера Л. Амальрика (1955)
В "Новогоднем путешествии" П. Носова (1959) мальчик, с помощью зверей и Деда Мороза, спешит на Южный Полюс, чтобы доставить отцу елку до последнего удара часов. Этот фильм уже отражает черты "опускания завесы" времени оттепели (например, пролетающий по небу спутник), и сама тема советской антарктической экспансии была в те годы очень популярна. Мирное сосуществование говорящих зверей и современных детей затем наблюдается во многих новогодних фильмах, таких как "Новогодняя сказка" В. Дегтярева, "Новогоднее приключение" Ю. Калишера и других.
Смотреть мультипликационный фильм "Новогоднее путешествие" режиссера П. Носова (1959)
Видео: мультипликационный фильм "Новогоднее путешествие" режиссера П. Носова (1959)
Среди фильмов, которые продолжали использовать сюжеты о лесной "звериной" елке, можно назвать несколько других примеров. Одним из них является фильм "Дед Мороз и серый волк" режиссера В. Бордзиловского (1978), который представляет собой еще одну версию старого сюжета. В этом фильме сценарист В. Сутеев объединил персонажей из картин "Когда зажигаются елки" (Дед Мороз, Снеговик) и "Мешок яблок" (Волк, зайцы, Ворона). По сравнению с одноименным фильмом 1937 года, эта версия более современна, и персонажи обладают яркими речевыми характеристиками.
Смотреть мультипликационный фильм "Дед Мороз и серый волк" режиссера В. Бордзиловского (1978)
Видео: мультипликационный фильм "Дед Мороз и серый волк" режиссера В. Бордзиловского (1978)
Другие фильмы также включают в себя "Приезжайте в гости" режиссера Л. Каюкова (1979, сценарий В. Капнинского), в котором африканский слоненок приезжает в русский зимний лес, и "Кто придет на Новый год?" режиссера К. Малянтовича (1982) по сценарию М. Киселевой. Последний фильм имеет интересный сюжет и выделяется из общей массы, а также отличается озвучкой актеров К. Румяновой, Н. Крачковской и других: зайчонок, не совсем понимая, когда наступает Новый Год, приглашает на праздник Медвежонка, Дрозда, Клеста и Гусеничку. Он остается почти один, когда приходит время зимнего торжества - Медвежонок спит, Клест высиживает птенцов, Дрозд улетает в теплые края, а Гусеничка закукливается и тоже засыпает до весны...
Смотреть мультипликационный фильм "Кто придет на Новый год?" режиссера К. Малянтовича (1982)
Видео: мультипликационный фильм "Кто придет на Новый год?" режиссера К. Малянтовича (1982)
Еще одним современным вариантом лесного новогоднего праздника является фильм В. Арбекова "Мисс Новый год" (1991). К сожалению, не все достоинства интересного сценария В. Злотникова были переданы в фильме.
Смотреть мультипликационный фильм "Мисс Новый год" режиссера В. Арбекова (1991)
Видео: мультипликационный фильм "Мисс Новый год" режиссера В. Арбекова (1991)
Среди последних фильмов также можно назвать два других: "Чуффык" режиссера Л. Каюкова (1993) - по сказке Е. Чарушина (сценарий Л. Носырева), в котором охотник уменьшается до размеров мыши и отправляется в лес, чтобы наблюдать, как животные проводят зиму, и "Елочка для всех" режиссера Г. Мелько по сценарию А. Тимофеевского (2001). Последний фильм, в жанре "фильм-песенка", напоминает ранее созданные картины, такие как "В лесу родилась елочка" режиссера Б. Бутакова (1972) - экранизация легендарного новогоднего хита с природоохранной моралью и "Новогоднюю песенку Деда Мороза" режиссера А. Татарского (1983). Однако, помимо жанра, все эти фильмы, возможно, не объединяет ничто другое - ни стиль, ни техника, ни качество.
Смотреть мультипликационный фильм "Елочка для всех" режиссера Г. Мелько (2001)
Видео: Видео: мультипликационный фильм "Елочка для всех" режиссера Г. Мелько (2001)
Кстати, вспомним еще один песенный детский "клип" с новогодними мотивами - сюжет В. Барбэ "Коробка с карандашами" из альманаха "Кубик" (1985), снятый по стихотворению В. Приходько.
Другой сюжетный мотив, связанный с оживлением игрушек в новогоднюю ночь, использовался в нескольких фильмах. Одним из них является фильм "Странный зверь" режиссера В. Полушкина (1980).
Смотреть мультипликационный фильм "Странный зверь" режиссера В. Полушкина (1980)
Видео: мультипликационный фильм "Странный зверь" режиссера В. Полушкина (1980)
Еще одним примером является фильм "Голубая стрела" режиссеров М. Бузиновой и И. Доукша (1985), который является экранизацией сказки Дж. Родари "Путешествие Голубой Стрелы".
Смотреть мультипликационный фильм "Голубая стрела" режиссеров М. Бузиновой и И. Доукша (1985)
Видео: мультипликационный фильм "Голубая стрела" режиссеров М. Бузиновой и И. Доукша (1985)
Однако самым интересным примером использования этого сюжетного хода является фильм "Тимошкина елка" режиссера В. Дегтярева по сценарию Л.Зубковой (1966). Это короткая и лаконичная история о ссоре мальчика и щенка из-за разбитой игрушки, которая могла иметь трагические последствия. Однако благодаря новогоднему чуду: ожившим Деду Морозу, елочным игрушкам, Снеговику и Пугалу удалось найти изгнанного из дома и потерявшегося щенка в лесу, вернуть его домой и даже "восстановить" разбитый елочный шарик. Десять минут этой прекрасно, кратко и драматично изложенной истории, которая близка и понятна всем детям...
Смотреть мультипликационный фильм "Тимошкина елка" режиссера В. Дегтярева (1966)
Видео: Видео: мультипликационный фильм "Тимошкина елка" режиссера В. Дегтярева (1966)
Также можно вспомнить другие фильмы, такие как "Снегурята" режиссера В. Полушкина (1986), сюжет "Борода" в фильме В. Котеночкина по песням Л. Утесова "Старая пластинка" (1982) и другие. Однако, возможно, примеров с оживающими игрушками и неодушевленными существами уже достаточно.
Современная сказка, где традиционные и необычные новогодние сказочные герои встречаются с обыкновенными детьми, является одним из самых популярных новогодних жанров. После уже упомянутых выше фильмов, таких как "Новогодняя ночь", "Когда зажигаются елки", "Снеговик-почтовик", "Новогоднее путешествие" и "Тимошкина елка", этот жанр продолжал развиваться и изменяться. Однако, драматургические шаблоны использовались все реже.
Очень интересным примером является фильм "Дед Мороз и лето" режиссера В. Караваева по сценарию В. Ливанова (1969). В этой картина Дед Мороз отправляется в путешествие к детям летом и знакомится с непривычным для него, но знакомым для каждого ребенка летним миром. В этом сюжете конструкция прежних новогодних сказок переворачивается – дети сами помогают Деду Морозу в необычной для него ситуации.
Смотреть мультипликационный фильм "Дед Мороз и лето" режиссера В. Караваева (1969)
Видео: Видео: мультипликационный фильм "Дед Мороз и лето" режиссера В. Караваева (1969)
В фильме "Новогодняя сказка" режиссера В. Дегтярева по сценарию Л. Васильевой, место Деда Мороза занимает Чудище-Снежище. Это измененный образ Лешего, который охраняет лес от шума и гама. Две попытки школьников срубить елку в лесу сталкиваются с непониманием со стороны Чудища и детей – самого смелого и самого сильного. Только самая добрая девочка смогла найти общий язык с Чудищем, договориться и пригласить его на школьную елку. Как и во многих фильмах Владимира Дегтярева, простота и изящность сюжета идеально сочетаются с детским видением, и ясность мысли не омрачается уроками морали. Дегтярев прекрасно понимал свою аудиторию – прежде всего дошкольников и младших школьников.
Смотреть мультипликационный фильм "Новогодняя сказка" режиссера В. Дегтярева (1972)
Видео: мультипликационный фильм "Новогодняя сказка" режиссера В. Дегтярева (1972)
В 1970-80-х годах В. Данилевич продолжил дегтяревскую линию в кукольном кино, у него тоже есть фильм для той же самой аудитории с новогодне-карнавальной тематикой, "Желтый слон" (1979).
Смотреть мультипликационный фильм "Желтый слон" режиссера В. Данилевич (1979)
Видео: мультипликационный фильм "Желтый слон" режиссера В. Данилевич (1979)
Я считаю, что одним из уникальных новогодних мультфильмов в современности является недооцененная критиками, незаслуженно низко оцененная руководством телевидения и малоизвестная картина Ю. Калишера "Новогоднее приключение" (сценарий Л. Бердичевского, художник-постановщик Л. Танасенко, 1980). Это уже не просто развлекательная или учебная история, а скорее подход к жанру "грустной комедии". Хотя сказочный сюжет этого фильма не выделяется на фоне других, авторам удалось создать уютное, поэтичное и немного грустное произведение о пересечении двух судеб в новогоднюю ночь. В центре внимания на этот раз не дети, а родители - медведь и человек. Один нуждается в украшениях для елки, другому нужна сама елка, и все это происходит всего за несколько часов до полуночи. Таким образом, житель леса и житель города находят общий язык. Невозможно передать все нюансы этого очаровательного фильма, его атмосферу через описание сюжета, поэтому оставим зрителю возможность самостоятельно познакомиться с ним и насладиться всеми составляющими этого ненавязчивого, но тонкого зрелища о взаимопонимании как о главной новогодней радости и заветном чуде. В работе Л. Танасенко, музыке А. Флярковского и озвучке всех ролей К. Румяновой и М. Глузского слиты светлая печаль, легкая улыбка и ощущение волшебства - это, наверное, главное впечатление от этого фильма.
Смотреть мультипликационный фильм "Новогоднее приключение" режиссера Ю. Калишера (1980)
Видео: мультипликационный фильм "Новогоднее приключение" режиссера Ю. Калишера (1980)
Среди новогодних сказок есть такие, которые не подходят под общепринятую "классификационную таблицу". Именно среди них можно найти много интересных работ, например экранизацию пьесы С. Маршака "Двенадцать месяцев" (режиссер И. Иванов-Вано, 1956), а также фильмы, описанные в статье "Образ Деда Мороза в российской анимации" - "Франтишек" В. Курчевского (1967) и "Новогодний ветер" М. Каменецкого и В. Шилобреева (1975). К новогодним можно отнести и сказку В. Каверина "Немухинские музыканты" (режиссер В. Курчевский, 1973) с ее новогодним праздничным концертом. И есть такие фильмы, у которых сложно определить жанр. Например, забавный мюзикл для взрослых "32 декабря" В. Самсонова (1988). И совершенно запутываешься, пытаясь классифицировать прекрасную картину, ставшую любимым новогодним подарком советским телезрителям уже на протяжении 18 лет. Речь идет о фильме А. Татарского "Падал прошлогодний снег" (1983). Очевидно, что жанр фильмов Татарского - это "фильмы Татарского". Пересказывать его - бессмысленное и даже вредное занятие, так же как и пересказ почти любого хорошего фильма. Для режиссера эта лента стала его "визитной карточкой" (он даже покинул Киев из-за невозможности осуществления этой идеи и продолжил свою карьеру в Москве). Несмотря на то, что звуковая часть фильма была серьезно изменена телевизионной цензурой, это не повредило популярности фильма и славе его создателя. Единицам фильмам удается достичь такого уровня, чтобы их цитаты стали частью культуры. "Падал прошлогодний снег" сумел добиться этой высоты.
Смотреть мультипликационный фильм "Падал прошлогодний снег" режиссера А. Татарского (1982)
Видео: мультипликационный фильм "Падал прошлогодний снег" режиссера А. Татарского (1982)
И еще одним интересным фактом является серия новогодних зарисовок, созданных В. Самсоновым. Эти короткометражные микрофильмы, продолжительностью около одной минуты, были сняты с использованием масляной живописи - техники, которая к тому времени была еще довольно редкой. Всего было создано двадцать семь эпизодов в период с 1981 по 1986 годы, из которых не менее пяти были посвящены новому году. Эти новеллы находятся без аналогов в нашей новогодней кинематографии. Однако сейчас живописные зарисовки, кажется, потеряли свою популярность, и в наше время, когда телевидение переполнено рекламными роликами и телезаставками, нам уже трудно увидеть эти фильмы.
Иногда в список новогодних фильмов входят и заказные фильмы, посвященные пожарной безопасности. Одним из таких фильмов был "Новогодний инцидент" (1970) Ф. Епифановой, где художник-постановщик В. Никитин и съемочная группа использовали интересные оптические эффекты. А в фильме из Грузии под названием "Внимание, елка" также обращалось внимание на осторожность при обращении с огнем на новогодней елке.
Смотреть мультипликационный фильм "Внимание, ёлка" режиссера А. Нерсесов (1983)
Видео: мультипликационный фильм "Внимание, ёлка" режиссера А. Нерсесов (1983)
Конечно, невозможно пройти мимо и не упомянуть о популярных персонажах, которые стали неотъемлемой частью новогодней атмосферы. В множестве анимационных сериалов есть новогодние эпизоды: "Ну, погоди! Выпуск восьмой" В. Котеночкина (1974), "Умка ищет друга" В. Пекаря и В. Попова (1970), "Дядюшка Ау в городе" М. Муат (1979), "Завтра будет завтра" И. Уфимцева (1979), "Зима в Простоквашино" В. Попова (1984), "Великолепный Гоша. История девятая" А. Солина (1984), "Лунная дорожка" Б. Тузановича (1994), "Братья Пилоты показывают друг другу новогодние фокусы" Н. Козлова и Л. Стульева (1996)... Также хороший результат был достигнут, когда А. Грачева в Киеве показала встречу Нового года героями С. Козлова - Ежиком и Медвежонком, которые в то время только начали свою кинокарьеру, в 1975 году («Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год»). Однако давайте не отвлекаться от российских фильмов.
Смотреть мультипликационный фильм "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" режиссера С. Козлова (1975)
Видео: Видео: мультипликационный фильм "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" режиссера С. Козлова (1975)
Наконец, стоит отметить работы, в которых режиссеры возвращались к традициям рождественской сказки и святочных рассказов. Такие фильмы можно назвать как новогодними, так и рождественскими. В советское время это было возможно только при экранизации классических литературных произведений с рождественской тематикой. Примером такого фильма является "Ель" А. Солина, основанная на сказке Андерсена (1984). Но наиболее яркой и запоминающейся работой в этой категории пожалуй стала "Щелкунчик" Бориса Степанцева (по мотивам сказки Гофмана, 1973). Несмотря на то, что его задачей было создание фильма на основе музыки Чайковского, Степанцеву удалось не ограничиться простыми визуальными иллюстрациями к классической музыке (что было распространено во многих других работах), а вместо этого создать захватывающий сюжет, хотя и довольно далекий от оригинальной сказки Гофмана. Это великолепное исполнение стала заслугой художников-постановщиков Анатолия Савченко и Николая Ерыкалова, а также талантливой группы аниматоров. Блестящие комбинированные съемки и эффекты, созданные Яном Топпером, стали уникальными для советской анимации. Оператор Михаил Друя также проделал точную работу, отвечающую высоким требованиям произведения искусства. Степанцевский "Щелкунчик" можно назвать одним из самых драматически насыщенных и зрелищных фильмов советской анимации, который останется в истории кино.
Смотреть мультипликационный фильм "Щелкунчик" режиссера Б. Степанцева (1973)
Видео: мультипликационный фильм "Щелкунчик" режиссера Б. Степанцева (1973)
К рождественским историям также относятся экранизации рассказов А.П. Чехова, такие как "Кому повем печаль мою?.." в исполнении Н. Орловой (1988) - судя по деталям, события происходят во время рождественских праздников (елка за окном богатого дома). Важно также упомянуть фильм с режиссером из Саратова Э. Беляевым "Художник и незнакомка" из цикла "Картинки по старинке" (1992)… Кроме того, стоит упомянуть две экранизации гоголевской "Ночи перед Рождеством" - сестер Брумберг (1951) и Е. Михайловой (1997).
Фильмы белорусского режиссера И. Кодюковой ("Святочные рассказы", "Девочка со спичками", "Удивительный ужин в Сочельник") и украинская "Рождественская сказка" А. Трифонова уже имеют явно религиозный характер, но в России по-прежнему не наблюдается такой возврат к религиозным корням зимних праздников. Необходимо упомянуть и шедевр М. Алдашина "Рождество" (1996), основанный на библейском сюжете, но не на праздничных традициях, которые не сложились впоследствии. Очень особенным фильмом следует признать "Рождественскую фантазию" Л. Кошкиной (1993) - с музыкой Стравинского и использованием мотивов балета "Петрушка". Этот красиво визуальный фильм также возвращает зрителя к предреволюционным русским традициям празднования Рождества (сценарий Розы Хуснутдиновой). Однако, как уже упоминалось ранее, отделять рождественские праздники от новогодних в настоящее время не так просто, и это возможно только в повествованиях о XIX - начале XX века. Фильмы, полностью посвященные рождественским мотивам, в современной анимации являются большой редкостью.
Смотреть мультипликационный фильм "Рождественская фантазия" режиссера Л. Кошкиной (1993)
Видео: мультипликационный фильм "Рождественская фантазия" режиссера Л. Кошкиной (1993)
С началом XXI века мы стали свидетелями роста числа новогодних и рождественских анимационных фильмов. Все они имеют разную тематику, начиная от крупных международных проектов, таких как "Щелкунчик" Т. Ильиной (2003), и заканчивая короткими телевизионными заставками, например, "Двенадцать" А. Грицаенко и С. Косовой (2002). Среди них есть традиционные детские сказки, такие как "Продается сивая лошадь" М. Федосеевой (2005), и истории для взрослых в рождественском духе, такие как "Лу" В. Токаревой (2005). Также представлены фильмы в стиле молодежного "анекдота", например "Хаш" А. Соколова (2001), а также современные сказки для всей семьи, например "Знакомые нашей елки" Д. Лазарева (2004). Некоторые фильмы представляют новые вариации на "вечную" тему, такие как охота за елкой в фильме "Похитители елок" Э. Авакяна (2005), а другие основаны на советской и дореволюционной русской детской литературе, например "Новогоднее приключение двух братьев" Г. Беды по произведению Е. Л. Шварца (2004) и "Новогодняя фантазия Кота-Мурлыки" по произведению Н. П. Вагнера (2006). Среди фильмов также присутствуют работы, развивающие религиозные мотивы, такие как "Сказка с ангелом" Д. Палагина и А. Кондрашова (2004), и новые экранизации гоголевской "Ночи перед Рождеством", например одноименная студенческая лента А. Шарафутдиновой (2006). Библейская история о Рождестве также не осталась без внимания, например в фильме "Рождество" М. Болотова (2001). В фильмах также присутствуют серийные персонажи, например в "Из жизни разбойников-2" С. Кравцовой (2004) или в "Эльке и звездном почтальоне" В. Бедошвили (2004), а также в новогодних сериях проектов "Дятловы" М. Биляндиновой и Г. Гитиса, и "Смешарики" Д. Чернова. Новогодние мотивы можно увидеть в "ностальгическом" фильме "Красные Ворота Расемон" А. Татарского и В. Телегина (2002), а рождественские образы прекрасно прописаны в "Маленькой ночной симфонии" Д. Геллера (2003). Среди всех этих работ есть как успешные, так и менее удачные. Однако надежда остается на то, что с увеличением их числа мы вскоре сможем увидеть по-настоящему выдающиеся шедевры новогодней и рождественской анимации. Это было бы настоящим праздником для зрителей и профессионалов.
В заключение, можно сделать вывод, что новогодние мультфильмы всегда добавляют к яркому праздничному настроению нотку грусти. Это ощущается во многих известных произведениях, где звучит песня Д. Мееровича в фильме "Дед Мороз и серый волк", испытывается щемящая печаль в финальных моментах "Прошлогоднего снега" и "Щелкунчика", а также в "Новогоднем приключении" и "Тимошкиной елке". Светлая грусть является неотъемлемой частью Нового Года, наравне с весельем. Она может быть вызвана ностальгией по детству, верой в новогоднее волшебство и печалью о быстротечности времени. Интересно, что одной из ключевых тем новогодних сказок является тема одиночества. Многие персонажи анимационных фильмов обладают этой "печатью" одиночества. Ощущение удачного избавления от одиночества является общей чертой многих анимационных и живых картин. В мире анимации есть свои "Иронии судьбы" и "Зигзаги удачи". Поэтому давайте закончим эту статью словами из песни "Будьте добры!" из "Новогоднего приключения". Это главный урок Рождества и Нового Года. И ждем новых новогодних фильмов!
Комментариев 0