“Мальчик и птица”: все, что вы хотели знать о новом мультфильме Хаяо Миядзаки
7 декабря в российский кинопрокат вышел новый полнометражный анимационный фильм “Мальчик и птица” - первая работа великого японского режиссера Хаяо Миядзаки за последние десять лет. Японская премьера состоялась еще в июле, и с тех пор лента успела завоевать признание критиков и зрителей по всему миру. В этом обзоре мы расскажем все, что вам нужно знать об этом творении, а также поделимся деталями сюжета и отзывами профессионалов.
Предыстория
Хаяо Миядзаки - один из самых известных и талантливых аниматоров в мире. Его предыдущие работы, такие как “Унесенные призраками” и “Ходячий замок”, получили признание зрителей и критиков по всему миру, завоевав множество наград, включая две премии “Оскар”. И вот, спустя десять лет, Миядзаки возвращается с новым шедевром - “Мальчик и птица”.
Создание мультфильма "Мальчик и птица" заняло целых семь лет.
В 2016 году, спустя три года после своего предполагаемого ухода на пенсию, Хаяо Миядзаки объявил о своем желании снять новый полнометражный фильм. Первоначально он планировал завершить проект к Олимпийским играм 2020 года, но в октябре 2019 года Тосио Судзуки, продюсер студии Ghibli, сообщил, что только 15% общей длительности фильма было завершено. Все это произошло из-за тщательности, с которой творческая команда подходила к работе. Они отказались от использования компьютерной графики и предпочли уникальный анимационный процесс. Под руководством 82-летнего Миядзаки 60 аниматоров работали над фильмом, создавая всего по одной минуте анимации в месяц. Важную роль в проекте сыграл аниматор Такэси Хонда, известный своей работой над популярной аниме-франшизой "Евангелион".
Смотреть мультипликационный фильм "Мальчик и птица", режиссер Хаяо Миядзаки
Видео: официальный трейлер мультипликационного фильма "Мальчик и птица", режиссер Хаяо Миядзаки
Повлияло на скорость работы над проектом и преклонный возраст режиссера. Хаяо Миядзаки все чаще стал сталкиваться с проблемами со зрением, а физические нагрузки становились для него все более изнурительными. Осенью 2020 года журналисты японского таблоида Flash попытались задать вопросы Миядзаки о предстоящем фильме, когда он выходил из своего дома. Режиссер ответил: "Я работаю над ним, как пенсионер. Спросите кого-нибудь в Toho (театральный дистрибьютор большинства проектов студии Ghibli). Мне пора идти выносить мусор".
Фото: Кадр из мультфильма "Мальчик и птица", режиссер Хаяо Миядзаки
В прошлом году, накануне открытия парка развлечений Ghibli, председатель компании Кодзи Хосино заявил, что производство нового проекта шло гладко, несмотря на пандемию. Он также добавил, что фильм "Как поживаете?", вероятно, станет последней работой Миядзаки. Режиссер сам заявил, что делает фильм исключительно ради своего внука, говоря: "Дедушки скоро не станет, но он оставляет этот фильм, потому что любит тебя". Однако режиссер снова взялся за работу, и уже сейчас активно работает над новым фильмом.
В основу работы легла книга "Как поживаете?" Ёсино Гэндзабуро - классика японской литературы
Фильм "Мальчик и птица" был вдохновлен романом "Как поживаете?" Ёсино Гэндзабуро, написанным в 1937 году, однако авторы мультфильма отмечали, что их проект не является прямой адаптацией книги. В фильме, книга играет важную роль для героя и имеет глубокое значение. Как, в свою очередь, данный роман всегда имел огромное влияние на Миядзаки, и он не единожды называл его своим любимым произведением с детства.
Сюжет оригинального произведения основан на истории подростка по имени Коппер, который переживает внутреннюю трансформацию после смерти своего отца. Он живет с дядей, который каждый день оставляет ему записки. В этих записках дядя делится своими мыслями о жизни и социальных вопросах, а также даёт советы по проблемам, с которыми мальчик сталкивается в школе. Таким образом, автор предлагает читателю два разных взгляда на одни и те же события.
Юдзо Ямамото начинал работу над этим произведением, однако из-за серьезной болезни он не смог завершить его, и роман "Как поживаете?" был дописан Ёсино Гэндзабуро. Когда книга была опубликована в 1937 году, на обложке указаны оба автора. Однако после окончания Второй мировой войны, Ёсино внес некоторые изменения, и последующее издание было выпущено только под его фамилией.
В 2021 году роман впервые был переведен на английский язык. Нил Гейман стал автором предисловия к этой версии, в котором он сравнил книгу с "Моби Диком". По словам писателя, произведение можно рассматривать как эссе о морали в размере целой книги, переплетенное с историей школьника в довоенной Японии. Это также можно воспринимать как рассказ о взрослении, прерванный эссе о мыслях о науке и морали. Нил Гейман отметил, что именно сочетание этих противоположностей делает книгу интересной и мудрой.
"Как поживаете?" - это классика японской литературы, которая завоевала свое место в сердцах детей и взрослых. Международный институт детской литературы в Осаке прославил этот роман, включив его в список ста лучших книг для детей, написанных в период с 1848 по 1945 год. В 2021 году журналист из The New York Times спросил у Миядзаки, сможет ли его новый фильм дать ответ на вопрос, заложенный в названии работы. В ответ режиссер лишь усмехнулся и сказал: "Я создаю этот фильм, потому что сам не имею ответа на этот вопрос". Эта загадочная и таинственная реакция только усиливает интерес к фильму и раскрывает одну из его глубинных тематик.
Однако сюжет этого мультфильма другой и намного интереснее.
Во время Второй мировой войны мать 12-летнего Махито погибает в результате атаки на Токио. Отец мальчика решает выйти замуж за Нацуко, сестру своей погибшей жены. Вместе они переезжают за город, и для Махито это становится большой проблемой. Он испытывает трудности в адаптации к новому месту и не находит общего языка с одноклассниками. Все свое время Махито проводит с новой мачехой и заботливыми пожилыми тетушками-служанками, но кроме того у него появляется необычное преследование со стороны серой цапли. Это захватывающее сочетание событий добавляет интриги и загадочности в историю мультфильма.
В один день наш герой решает ударить себя камнем по голове, чтобы остаться дома. Именно в этот момент он обнаруживает книгу под названием «Как поживаете?», оставленную ему мамой. Но самое удивительное происходит, когда подозрительная серая цапля внезапно начинает разговаривать с Махито. Она утверждает, что мальчик может увидеть свою мать, если последует за ней. И хотя Махито изначально не верит странному существу, когда его мачеха Нацуко внезапно исчезает, он решает отправиться на поиски матери, следуя за загадочной птицей. Это неожиданное путешествие приводит Махито в альтернативную вселенную, полную невероятных приключений и загадок.
До выхода проекта в Японии у него не было ни кадров, ни трейлера
До самого релиза фильма студия Ghibli приняла решение отказаться от традиционных маркетинговых методов. Фанаты были лишены возможности увидеть кадры фильма или трейлер до премьеры. Единственным промо-материалом оказался тизер-постер с изображением птицы. Таким образом, создатели решили сделать акцент на загадочности и интриге, не раскрывая деталей фильма до его представления публике.
Тосио Судзуки поделился, что Миядзаки выразил свое одобрение афише, которая использовалась для рекламы фильма, и это, по его мнению, было достаточно. «Есть американский фильм, который выходит практически в одно время с нами, — пояснил он. — Создатели смонтировали к нему три трейлера и выпускали их по одному. Если вы их посмотрите, то будете знать обо всем, что произойдет в фильме. Наверняка найдутся люди, которые после роликов уже не захотят на него идти. Поэтому я хотел добиться противоположного эффекта».
В то же время режиссер фильма, Миядзаки, испытывал беспокойство по поводу недостатка информации, опасаясь, что это отпугнет зрителей от посещения кинотеатров. Во время открытия выставки Ghibli в Токио он выразил свои опасения, задаваясь вопросом о том, будет ли все в порядке без активной рекламы. Он переживал, так как после его временного ухода на пенсию, студия Ghibli начала экспериментировать со своим стилем и сделала несколько неудачных проектов. Одна из последних работ, «Ая и ведьма», вызвала негативные отзывы критиков и разочаровала поклонников своим использованием 3D-анимации, что подорвало доверие к студии. Однако, несмотря на все это, новая лента вышла в прокат в Японии в июле и собрала рекордные 13,2 миллиона долларов за первый уик-энд, став самым кассовым дебютом в истории студии.
А что говорят критики о мультфильме "Мальчик и птица"
Взглянув на рецензии критиков, видно, что мультфильм "Мальчик и птица" получил высокие оценки и был назван визуальным шедевром. Критики отмечают, что фильм освещает серьезные темы, связанные с потерей близкого человека. Хотя сюжет и повороты истории предсказуемы, это не помешало работе Миядзаки стать еще одним выдающимся произведением этого великого аниматора.
Один из журналистов Anime News Network, Ричард Эйсенбейс, отметил, что каждый кадр в фильме сам по себе является произведением искусства. Он добавил: "Можно смотреть 'Мальчика и птицу' сотни раз и каждый раз обнаруживать новые детали". Это свидетельствует о глубине и внимательности, с которыми Миядзаки создал эту работу.
Эксперты продолжают описывать мультфильм "Мальчик и птица" восторженно. Журналист BBC, Мэтт Шлей, оценил тщательно проработанный мир, в котором разворачивается история. Он особо отметил, что образы сказочных существ, созданные Миядзаки, одновременно привлекательны и пугающи. Прорисовка еды и фантастические полеты, смело нарушающие законы гравитации, также вызывают восторг у критика.
Японский журнал о кино и культуре Cinemas+ назвал "Мальчика и птицу" вершиной Миядзаки как режиссера. Рецензент считает, что в этом фильме создана более темная, сложная и интимная история по сравнению с предыдущими работами Миядзаки. Сотрудница Time Out Japan также подчеркнула взрослый тон фильма и отметила, что некоторые эпизоды могут показаться зрителям неприятными. Это свидетельствует о глубине и амбициозности творчества Миядзаки в данной ленте.
Однако, помимо положительных отзывов, некоторые журналисты также указывают на некоторые недостатки мультфильма "Мальчик и птица". Кроме предсказуемости сюжетных поворотов, быстрый темп повествования вызывает определенные замечания. Журналист Eiga Channel подчеркнул, что темп развития событий может быть головокружительно быстрым для зрителей, не знакомых с работами студии Ghibli, и это может сбить их с толку.
Хотя мультфильм получил в целом положительные отзывы, это замечание указывает на то, что быстрота и динамичность сюжета могут быть вызывающим фактором для некоторых зрителей.
Комментариев 0