Экранизации произведений Михаила Булгакова: История успеха и вечная популярность киноадаптаций
Экранизация литературных произведений всегда представляет собой сложный процесс. Особенно это относится к работам Михаила Булгакова, которые постоянно сталкивались с преградами на пути от страниц книги к кинематографическому экрану. Цензура, запреты, критика - все это потребовало многих лет терпения и упорства, чтобы воплотить на экране великие произведения писателя.
В этой статье я представлю, как известные шедевры, которые завоевали сердца зрителей на протяжении многих лет, так и скрытые гемы, возможно, малоизвестные широкой аудитории. Однако, значение каждого из этих фильмов нельзя недооценивать, и каждый из них заслуживает внимания и пересмотра снова и снова.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Фото: Получится ли хороший управдом из царя — вопрос. Кадр из фильма ""Иван Васильевич меняет профессию"
Фантастическая пьеса "Блаженство", которую писал Михаилом Булгаковым по заказу мюзик-холла, рассказывала о путешествии героев из Москвы 1930-х годов в XXIII век. Однако в процессе работы над произведением контракт с мюзик-холлом был расторгнут, и, хотя затем театр Сатиры заинтересовался пьесой, руководство театра не было впечатлено окончательным ее вариантом, и предложило автору изменить сюжет. В пьесу был добавлен новый комический персонаж - Иван Грозный, а любые ссылки на будущее теперь были исключены. Таким образом, пьеса была переименована в "Иван Васильевич" и герои отправились в путешествие в прошлое... Однако в результате этих изменений изначальный юмор был практически удален из пьесы, а после закрытого показа в присутствии высокопоставленных партийных деятелей СССР и разрушительной статьи о булгаковских постановках, пьеса была окончательно запрещена.
Смотреть онлайн художественный фильм "Иван Васильевич меняет профессию" (СССР, 1973), режиссер Леонид Гайдай
После неудачных попыток привести пьесу на сцену, она осталась без внимания и пролежала на полке в течение 40 лет, ожидая своего момента. Этот момент настал, когда Леонид Гайдай решил экранизировать пьесу, превратив ее в наш любимый новогодний фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Гайдай с легкостью перенес пьесу на экраны, добавив своего фирменного юмора, музыкальных сцен, социальной карикатурности и выразительной мимики персонажей. Интересно, что изначально Гайдай планировал экранизировать пьесу "Бег", но получил отказ и обратился к другим произведениям Булгакова. Затем потребовалось восемь месяцев, чтобы разработать сценарий для "Ивана Васильевича" и пройти цензуру. Сценарий разрабатывался под Юрия Никулина, но актер отказался играть роль Ивана Грозного, объяснив это тем, что у произведений Булгакова всегда сложная судьба, и этот фильм никогда не будет показан... В конечном итоге, блестящую роль царя и управдома сыграл Юрий Яковлев. Впрочем, Никулин был разочарован свои отказом, когда увидел готовый фильм.
Эта экранизация имела счастливую судьбу - после некоторых правок, на которых настаивала цензура, фильм был показан на экранах и стал одной из самых популярных советских комедий. Интересно, что многие даже не подозревали о причастности Михаила Булгакова к этому любимому фильму.
"Собачье сердце"
Повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце" о медицинском эксперименте профессора Преображенского была написана в 1925 году. Существует версия, что вдохновением для образа передового медика послужил дядя писателя — гинеколог Николай Покровский, поскольку в произведении очень точно описана его квартира... Однако из-за острой сатиры и проблем с властями пьесу не удалось опубликовать, и, более того, рукопись была изъята при обыске, но вернулась к автору только через три года. До 60-х годов "Собачье сердце" можно было прочитать с большой осторожностью только в самиздате. Впервые это произведение было официально опубликовано в 1968 году в русскоязычных журналах Франкфурта и Лондона, а в СССР "Собачье сердце" было выпущено только в 80-х годах.
Когда режиссер Владимир Бортко принял решение экранизировать "Собачье сердце", это стало уже второй версией фильма, поскольку десять лет ранее была выпущена итало-немецкая версия. Несколько актеров, включая Леонида Броневого, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева и Владислава Стржельчика, проходили пробы на роль профессора Преображенского, но лучше всего с этой ролью справился Евгений Евстигнеев. По словам режиссера, все претенденты были замечательны, но у Евстигнеева профессор оказался не только гениальным, но и проникновенным, особенно учитывая, что актер уже работал с материалами Булгакова в фильме "Бег". Актера для роли Шарикова нашли в алма-атинском Театре русской драмы. Никто не знал имени Владимира Толоконникова, но его пригласили на пробы, где он блестяще сыграл сцену с ужином в доме профессора и был выбран для этой роли.
Фото: В вопросах выживания в советской действительности собака даст человеку сто очков вперёд. Кадр из фильма "Собачье сердце"
Экранизация произведения оказалась великолепной, преимущественно из-за уважительного отношения режиссёра к оригиналу. Здесь нет никакого самодеятельного повествования или авторских толкований. Единственная сцена, которой не было в повести Булгакова, - выступление Шарикова перед учеными и обморок профессора Преображенского, однако она явно служит сюжету и гармонично вписывается в общий ход событий.
Смотреть онлайн художественный фильм "Собачье сердце" (СССР, 1988), режиссер Владимир Бортко
Актеры прекрасно воплотили свои роли. После образа, созданного Евгением Евстигнеевым, невозможно представить профессора Преображенского иначе. То же самое относится к доктору Борменталю, исполненному Борисом Плотниковым, и особенно к самому Шарикову, сыгранному Владимиром Толоконниковым.
Основная идея книги осталась неприкосновенной: новый мир оказывается лучше приспособленным не для человека, а для немного "очеловечившейся" собаки. Шариков оказывается идеальным гражданином Москвы 1920-х годов. И хотя в конце книги (и фильма) он возвращается в свою прежнюю форму, внешний мир не исчезает, и героям предстоит продолжать существовать в нем. Таким образом, понятие "собачья жизнь" приобретает почти буквальное значение...
Однако Владимир Бортко вспоминает, что после премьеры газеты не сдерживались в своих отзывах, и он часто в своих интервью цитирует такой отрывок: "Такого отвратительного кино, как "Собачье сердце", ещё никто не снимал. Режиссеру следовало бы отрубить не только руки, но и ноги, а затем сбросить его с моста". Но несмотря на критику, через два года после выхода фильма, Владимиру Бортко и Евгению Евстигнееву была вручена Государственная премия... Фильм стал не только классикой российского кинематографа, но и приобрел миллионы поклонников.
Как я уже писал выше, Владимир Бортко не был первым, кто снял экранизацию этой повести. В 1976 году итальянский режиссер Альберто Латтуада создал свою киноверсию. Латтуада многократно работал с русской классикой, экранизируя произведения Пушкина, Чехова, Гоголя, поэтому он хорошо понимал "загадочную русскую душу" больше, чем многие другие западные режиссеры. Фильм стал совместным проектом итальянцев и немцев, при этом в немецкой версии он получил название "Почему лает господин Бобиков?" (Warum bellt Herr Bobikow?). Стоит отметить, что в Германии "Собачье сердце" было опубликовано еще в 1968 году, почти за двадцать лет до первого советского издания. Фильм снимался в Югославии, и у режиссера не было возможности консультироваться с советскими коллегами. Поэтому отечественный зритель вполне может найти ошибки в описании Москвы 1920-х годов и повеселиться над ними.
Главную роль профессора Преображенского исполнил выдающийся актёр Макс фон Сюдов. Он сыграл интеллигентного, достоверного врача, но с отличиями от персонажа, созданного Евстигнеевым. Однако, был использован шаблонный сюжетный поворот: большая часть переживаний героя Преображенского связана с ответственностью ученого за свое изобретение. Тема ответственности интеллектуалов за свои действия стала стереотипной со времен создания Виктором Франкенштейном. Но не только Чернышевский и Белинский говорили о ответственности интеллигенции вне зависимости от ситуации - эта тема была актуальна и в Европе в 1970-х годах, особенно после "парижской весны" в 1968 году.
Смотреть онлайн художественный фильм "Почему лает господин Бобиков" (Италия, Германия, 1976), режиссер Альберто Латтуада
В картине сексопильная актриса Элеонора Джорджи сыгравшая роль служанки Зиночки, добавила фильму эротические сцены. Включение подобной линии в европейском фильме не удивительно, учитывая, что и в оригинальном произведении Булгакова профессор занимается венерологией и андрологией. Актер Коки Понзони, исполнивший роль Шарикова (или Бобикова), впечатляет, хотя он не вызывает такого сочетания сострадания и отвращения, как персонаж Владимира Толоконникова.
Фото: Шариков (точнее Бобиков) из фильма "Почему лает господин Бобиков" (Италия, Германия, 1976), режиссер Альберто Латтуада
Версия Латтуады немного грубее, чем оригинальное произведение Булгакова и экранизация Бортко. Естественно, было потеряно множество нюансов, которые могут быть непонятны европейским зрителям и читателям. Как сказал Есенин, "на расстоянии видится разве что большое". Режиссер показывает свое видение социальных катаклизмов, которые проникают во все сферы жизни, превращая обычное окружение. Однако, все это нельзя назвать недостатками. Фильм Латтуады нельзя сравнивать с экранизацией Бортко, но это все же достойная работа со своими плюсами. Как адаптация произведения для европейского зрителя, этот фильм заслуживает только похвалы.
"Бег"
Михаил Булгаков начал работу над пьесой о судьбе интеллигенции и офицеров белой гвардии, многие из которых вынуждены были покинуть родину во время Гражданской войны, в 1926 году. В качестве основы для сюжета, писателем использованы воспоминания его жены, которая сбежала от войны с первым мужем и проживала в эмиграции во Франции и Германии.
В ходе работы над пьесой, Михаил Булгаков заключил договор с МХАТом на постановку спектакля с названием "Рыцарь Серафимы" - первоначальное название "Бега". В то время в театре с большим успехом шло представление по другой булгаковской пьесе, "Дни Турбиных", и никто не сомневался в его успехе. Однако, неожиданно не удалось поставить спектакль "Бег" во время жизни автора, так как сам Сталин запретил пьесу, считая, что она выражает жалость или даже симпатию к антисоветским эмигрантам и пытается оправдать белогвардейское движение. Премьера пьесы состоялась только через тридцать лет, в 1957 году, и ещё спустя несколько лет она была впервые опубликована.
Смотреть онлайн художественный фильм "Бег" (СССР, 1970), режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов
За экранизацию пьесы взялись режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Они серьезно подошли к подготовке к съемкам - ведь это была первая советская экранизация произведения Булгакова, и материал требовал особого подхода. Сценарий основывался на нескольких произведениях - "Бег", "Белая гвардия" и "Черное море". Для фильма проводились пробы как для главных и второстепенных ролей, так и для массовых сцен.
Чтобы определить и выстроить цветовую гамму картины, были сняты на камеру образцы тканей в статическом и динамическом режиме, а также будущие декорации. Евгений Евстигнеев и Михаил Ульянов были утверждены в картину без проведения проб, а Глеба Стриженова, который был уже утвержден, во время съемок заменили на малоизвестного актера Владислава Дворжецкого. Съемки проходили в различных локациях - в Москве и Подмосковье, Севастополе, Стамбуле, Пловдиве и Париже. Драма "Бег" участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и, хотя не получила главный приз, оставила большое впечатление на зрителей.
Цикл рассказов "Записки юного врача" и рассказ "Морфий"
Цикл рассказов "Записки юного врача" и рассказ "Морфий" получили более легкую судьбу по сравнению с большинством произведений Булгакова. Писатель обладал медицинским образованием и несколько лет работал по этой специальности, оказывая помощь военным госпиталям и сельским больницам. Именно этот опыт послужил основой для его будущих произведений. Цикл рассказов был опубликован в журнале "Медицинский работник" в 1925-1926 годах, а "Морфий" вышел в печать годом позже. Впоследствии, в 1963 году, был выпущен сборник полного цикла рассказов, однако из-за проблем Булгакова с властями его публикация была задержана. Рассказы о врачебной практике не сталкивались с преследованиями.
Смотреть онлайн художественный фильм "Записки юного врача" (СССР, 1991), режиссер Михаил Якженов
Первый фильм, основанный на некоторых рассказах из цикла, был снят в 1991 году малоизвестным режиссером Михаилом Якженом, но не получил широкой популярности. Затем Сергей Бодров-младший взялся за сценарий фильма "Морфий" и предполагал сыграть главную роль, однако произошла трагедия в Кармадонском ущелье. В память о своем друге Алексей Балабанов снял фильм по сценарию Сергея Бодрова-младшего о становлении молодого врача, его коллегах и пациентах.
Смотреть онлайн художественный фильм "Морфий" (Россия, 2008), режиссер Алексей Балабанов
Фильм "Морфий" стал одним из лучших в карьере Алексея Балабанова. Режиссер показал хирургические операции с натуралистической точностью и одновременно передал образ российской глубинки, которую вскоре накрыла волна революции, разрушающая все на своем пути.
Фото: кадр из сериала "Записки юного врача" (Великобритания, 2012 – 2013), режиссёры Алекс Хардкасл и Роберт МакКиллоп
Британский сериал, основанный на рассказах Михаила Булгакова, получился оригинальным, хоть и имеет некоторые недостатки. Следует отметить, что британские кинематографисты воплотили свою версию России начала XX века, преподнося это с юмором, отличным актерским составом и оригинальной идеей.
Смотреть онлайн сериал "Записки юного врача" (Великобритания, 2012 – 2013), режиссёры Алекс Хардкасл и Роберт МакКиллоп
Дэниел Рэдклифф, одна из его первых ролей в кинематографе состоялась именно в этом сериале, полностью изменил образ "мальчика, который выжил" в глазах зрителей. Его персонаж, молодой врач Бомгард, оказывается в самом эпицентре революционных событий в России, а также сталкивается с безграничными трудностями и вызовами "русской деревни", где он должен проводить роды, ампутировать ноги и попадать на морфий.
В отличие от Балабанова, который в своей интерпретации ставит акцент на абсурд и трагедию, британские создатели обогащают историю черным юмором и иронией, за что отвечает взрослевший Бомгард, сыгранный Джоном Хэмом. Его персонаж периодически преодолевает временной разрыв между 1937 годом и 1917 годом, чтобы давать советы и комментарии.
"Мастер и Маргарита"
Фото: кадр из сериала "Мастер и Маргарита", режиссер Владимир Бортко
Работа над романом "Мастер и Маргарита", который считается главным произведением Михаила Булгакова, оказалась настолько сложной, что многие начали подозревать мистическое влияние его собственных персонажей. Писатель потратил более десяти лет на создание этого произведения, однако оно так и осталось незавершенным из-за его неожиданной смерти. Булгаков сжег первую версию романа в 1930 году, когда его пьеса "Кабала святош" была запрещена, и это причинило ему большое горе и обиду. Однако через несколько лет он снова начал работать над романом, и его предисловием были слова "Помоги, Господи, написать роман". Над созданием произведения писатель трудился еще десять лет, пока его здоровье не стало ухудшаться. Весьма важную роль в завершении романа сыграла жена писателя, Елена, которая собрала воедино и отредактировала все черновые записи. Роман изначально до 1960-х годов можно было прочесть только в самиздате, пока в журнале "Москва" не появилась сокращенная и подвергнутая цензуре версия. Полная и без цензуры версия книги была опубликована только в 1973 году.
Существует распространенное мнение о том, что над романом "Мастер и Маргарита" висит проклятие. Это легко поверить, учитывая факт, что практически все попытки экранизации этого ключевого советского произведения XX века провалились. Однако эта проблема связана не с каким-то мистическим влиянием, а с обычной финансовой стороной вопроса. "Мастер и Маргарита" - это сложный и многогранный роман, в котором воплощена уникальная мультижанровая концепция Булгакова: философские дискуссии между персонажами переплетаются с сатирическими сценками, типичными для фельетонов, а история любви развивается параллельно библейскому сюжету. Чтобы успешно экранизировать книгу, необходимо не только талант режиссера, но и значительные финансовые инвестиции, учитывая множество событий и персонажей.
Смотреть онлайн художественный фильм "Мастер и Маргарита" (Россия, 1994), режиссёр Юрий Кара
Многие советские режиссеры пытались воплотить "Мастера и Маргариту" на экране, но по разным причинам им это не удалось. Например, съемки были отменены у Эльдара Рязанова, Владимира Наумова и Элема Климова. Первым, кто смог реализовать задуманное, был Юрий Кара, снявший экранизацию в 1994 году. Однако и этот проект не обошелся без проблем. Из-за конфликта с продюсерами и правообладателем премьера фильма была отложена на целых семнадцать лет! К тому моменту, когда фильм наконец-то вышел, первая экранизация оказалась уже второй по счету, поскольку на экраны уже вышел сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, который выглядел более современным.
Владимир Бортко, режиссер фильма "Собачье сердце", просмотрел экранизацию Юрия Кары на специальных показах и написал сценарий для своей версии в течение девяти лет. Он был уверен, что ни одна из линий романа не может быть исключена, и только формат сериала предоставлял такую возможность. Многие актеры отказывались от участия в фильме, так как слышали о судьбоносном влиянии этого произведения на актерскую карьеру. Однако Владимир Бортко уверил тех, кто не испугался, что "мистики нет!" и с таким настроем они приступили к работе... Сериал стал одним из самых популярных отечественных экранизаций произведений Михаила Булгакова.
В отличие от сериала Владимира Бортко, новый фильм "Мастер и Маргарита", вышедший в 2024 году, вносит изменения в сюжетные линии романа, переупорядочивая хронологию событий. Например, нападение невидимой Маргариты (Юлия Снигирь) на квартиру критика Латунского (Дмитрий Лысенков) показано в начале фильма, в то время как в книге это происходит ближе к финалу. Кроме того, в фильме не представлены многие сюжетные линии романа, в которых основными героями являются не Мастер (Евгений Цыганов) и Маргарита, а, например, члены литературного союза МАССОЛИТ и сотрудники театра Варьете.
Основным отличием фильма является его подход к мистическому аспекту. Неблагоприятные события показаны как продукт воображения Мастера, история представлена через реализм и психологические "отклонения" писателя, с намеками на присутствие сверхъестественных элементов. В книге же дьявольщина описана как нечто реальное.
Интересно отметить, что фильм "Мастер и Маргарита" 2024 года стал самой дорогой экранизацией среди всех фильмов, основанных на произведениях Булгакова.
"Дни Турбиных"
В основе сюжета фильма "Дни Турбиных" находится семья Турбиных, оказавшаяся в самом центре Гражданской войны. В Киеве правит гетман, а по улицам гуляют немецкие военные. Город постоянно штурмуют петлюровцы и красные, и вопрос о том, кто из них является более опасным, остается открытым. Пьеса "Дни Турбиных", по которой был снят фильм, является автобиографической от начала до конца.
Покинув село Никольское, Булгаков вернулся в свой родной Киев, где стал свидетелем как минимум десяти переворотов. Единственным убежищем для будущего писателя стал семейный дом с изразцовой печкой, кремовыми шторами и бронзовой лампой под абажуром.
Смотреть онлайн телевизионный фильм "Дни Турбиных" (СССР, 1976), режиссёр Владимир Басов
Булгаков подробно описал свой опыт в своем дебютном романе "Белая гвардия", частично опубликованном в 1925 году и вызвавшем удивление современников. Это был необычайный инцидент: не только произведение, которое открыто симпатизировало белогвардейцам, не попало под запрет, но также было трансформировано в пьесу "Дни Турбиных", ставшую главным театральным событием 1920-х годов. Впрочем, помимо триумфа, Булгакова ожидала настоящая травля. Критики высказывали возмущение по поводу "Дней Турбиных", называя автора «литературным уборщиком, который подбирает объедки после того, как наблевала дюжина гостей».
Постановку пьесы, которая повлияла на всю оставшуюся жизнь Булгакова, неоднократно запрещали и затем снова разрешали на сцене. В 1976 году она была долгожданно экранизирована в форме трехсерийного телевизионного фильма, блестяще поставленного Владимиром Басовым. Сам режиссер исполнил роль Мышлаевского, а Андрей Мягков неожиданно органично сыграл роль белого офицера Алексея Турбина. Трагичный сюжет, потрясающая режиссура и талантливая актерская игра возвела эту картину к статусу классики. Несмотря на то, что события фильма разворачиваются в самый разгар Гражданской войны, акцент делается на переживаниях персонажей, что создает у зрителей чувство сопричастности происходящему.
"Багровый остров"
Пьеса "Багровый остров" имеет долгую и интересную историю. Ее подзаголовок звучит следующим образом: «Генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами». Пьеса была впервые поставлена еще при жизни автора и за сезон 1928-1929 годов была сыграна более 60 раз. Однако после этого ее запретили и сняли с репертуара.
Смотреть онлайн художественный фильм "Красный остров" (СССР, 1991), режиссёр Александр Фенько
Считать "Багровый остров" фантастикой можно с натяжкой. В нем рассказывается о театральных буднях и работе над новой постановкой. Сама постановка, безусловно, является фантастической, но история о том, какова судьба творца в Советской России с ее цензурой и страхом, является вполне реалистичной.
Основой для этой «книги в книге» послужило фельетон, написанный в 1924 году. Это злободневный памфлет, в котором иносказательно изображалась история обеих революций, гражданской войны, эмиграции и возможной интервенции. Жители тропического острова — арапы и эфиопы — символизировали красных и белых, а европейских интервентов отображали персонажи из произведений Жюля Верна: Паганель, лорд Гленарван, Филеас Фогг и другие.
Фото: кадр из художественного фильма "Красный остров" (СССР, 1991), режиссёр Александр Фенько
Говорить о фильме «Красный остров» сложно. С одной стороны, он выполнен достаточно адекватно: показано, как герой попадает в лабиринт цензуры, иллюстрируется нелепость и карикатурность островных вождей и генералов. Однако, с другой стороны, фильм является типичным продуктом перестроечного времени. Снятый в 1991 году минской киностудией, он объединяет черты, характерные для фантастического отечественного кино того времени, подобные таким работам, как «Город Зеро», «Третья планета» и «Духов день». Он вызывает ощущение полной лживости происходящего, оглушающую и почти шизофреническую бессмысленность действий и поступков. Эти черты скорее относятся не к произведению Булгакова, а к современной постсоветской действительности, отраженной в кинематографе.
Александр Фенько, режиссер фильма, прежде всего известен своей работой в области документального кино. Помимо экранизации произведения Булгакова, его игровой фильмографии включает лишь картину «Будулай, которого не ждали», выпущенную впоследствии.
Стоит отметить Семена Фарада и Александра Феклистова, исполнивших роли в этом фильме.
Фенько переименовал фильм в «Красный остров», вероятно, опасаясь, что зрители не смогут понять аллегорию, считая булгаковскую версию «слишком тонкой для широкой аудитории». «Красный остров» получил несколько наград на кинофестивалях, но сегодня, к сожалению, уже забыт. Это можно считать заслуженным: если Булгаков смог описать свою современную ситуацию таким образом, что она стала вечной, то фильм Фенько вызывает сейчас мучительное недоумение. В нем полностью отсутствует осмысление, анализ и отражение – режиссер ограничился лишь прямой инстинктивной передачей окружающего безумия.
"Роковые яйца"
В 1995 году режиссер Сергей Ломкин взялся за экранизацию произведения Булгакова, а именно «Роковые яйца». На тот момент у него был всего лишь один фильм - комедия «Колоброд». Иногда бывает так, что молодой режиссер, у которого еще не замылен взгляд, создает шедевр. К сожалению, этот случай таковым не оказался. Актерский ансамбль, включающий Олега Янковского, Михаила Козакова, Нину Усатову, Семена Фараду, Сергея Гармаша, Александра Ширвиндта, Алексея Баталова и других, был блестящим, но фильм оказался провальным. Во-первых, это еще одно типичное постперестроечное кино, подобное упомянутому ранее «Красному острову». Во-вторых, фильм содержит крайне слабые спецэффекты и безжизненную актерскую игру... Однако главная проблема заключается в режиссерском видении.
Смотреть онлайн художественный фильм "Роковые яйца" (Россия, 1995), режиссёр Сергей Ломкин
Ни к селу, ни к городу в картине вдруг появляется Воланд, персонаж из «Мастера и Маргариты». Он передаёт профессору Персикову красный луч и заменяет куриные яйца на змеиные. Причина этого действия неясна. Возможно, режиссер хотел связать фильм с одним из величайших романов столетия, но у него не хватило сил и решимости для полноценной экранизации «Мастера и Маргариты», поэтому пришлось ограничиться заимствованиями.
Оригинальные «Роковые яйца», написанные в 1924 году, были точной и ясной пародией. В сюжете повести отражались революция, голод и Антанта, а главный герой, «кремлевский мечтатель» Ленин, был хорошо узнаваем. Появление ящеров и змей в Москве в 1920-х годах имело однозначное значение, а «неожиданный мороз» вызывал скептическую улыбку у читателей. В тексте было также множество намеков и отсылок. В экранизации старые аллюзии исчезли (конечно, в середине 1990-х годов мало кого интересовала Антанта!), а новых не появилось. В результате получилась история без особого смысла.
Смотреть онлайн фильм-спектакль "Роковые яйца" (Россия, 1992), режиссёр Ольга Кознова
Однако, немного ранее, в 1992 году, появился на экранах двухсерийный фильм-спектакль Ольги Козновой с Юрием Яковлевым в главной роли (действительно, Бунша Грозный!). В этом фильме, хоть и с более ограниченными возможностями, исходник был передан гораздо точнее. Несмотря на отсутствие спецэффектов и то, что значительная часть действия передавалась не через постановку, а через рассказы персонажей. К сожалению, почти не повторяют спектакль по ТВ, и его намного сложнее найти для просмотра, чем фильм Сергея Ломкина.
Однако спектакль Козновой не был первой экранизацией "Роковых яиц". Итальянские режиссеры одержали победу в этой гонке. В 1977 году режиссер, сценарист и актер Уго Григоретти снял фильм "Роковые яйца" ("Le uova fatali"). Здесь история была представлена в комедийном ключе, герои излишне выражали эмоции и говорили слишком пафосно. Однако сама съемка была авангардной: неожиданные ракурсы встречались постоянно, и иногда было сложно определить точку съемки. Фильм также полон символов, постоянно показывающихся на экране круглых предметов. В титрах сообщалось, что фильм посвящен легендарному советскому кинорежиссеру и авангардисту Дзиге Вертову, одному из основателей документального кино.
Григоретти не старался создать точную экранизацию или еще одну социальную драму. Он рассказал веселую историю о беспечном ученом, злых и глупых агентах ГПУ и добрых, но глупых крестьянах. Хотя комедийный подход в фильме не достигает уровня работ Гайдая, он лишен того тяжелого отчаяния, которое пронизывает фильмы Фенько и Ломкина. Несмотря на примитивные спецэффекты, фильм приятно смотреть и оставляет самые теплые впечатления.
Смотреть мультфильм "Хорошо забытое старое" (Россия, 2003), режиссёр Ефим Гамбург
Последняя попытка возврата к тексту "Роковых яиц" была предпринята в 2003 году режиссером-мультипликатором Ефимом Гамбургом, известным созданием знаменитых мультфильмов "Слонёнок", "Голубой щенок", "Ограбление по...", "Пёс в сапогах" и других. В его фильме "Хорошо забытое старое" был создан забавный микс на основе произведений Брэма Стокера, Александра Беляева, Мэри Шелли, Александра Казанцева и Алексея Толстого, вдохновленный сюжетом Булгакова. К сожалению, сам режиссер не смог закончить фильм, он умер в 2000 году, и съемочная группа завершила работу без него.
"Белая гвардия"
В телесериале, основанном на романе "Белая гвардия", создатели, продюсер Александр Роднянский и режиссёр Сергей Снежкин, собрали в своем актерском составе множество известных российских актёров, от Фёдора Бондарчука до Константина Хабенского. Однако, сериал не получил одобрения критиков, и их критика была обоснована различными причинами: историческими неточностями, неправильным подбором актеров и антиукраинским уклоном. Даже песня "Буль-буль-бутылочка зелёного вина", исполненная Хабенским, Раппапортом и другими, вызвала негативную реакцию. Как отреагировал бы на это сам Булгаков, родившийся в Киеве и интересовавшийся кинематографом, остается лишь предположением.
Смотреть онлайн сериал "Белая гвардия" (Россия, 2012), режиссёр Сергей Снежкин
Комментариев 0