Мастер и Маргарита 2024: подробный обзор фильма Локшина и история других экранизаций великого произведения Булгакова
В настоящее время на российских экранах идет показ фильма Михаила Локшина "Мастер и Маргарита", основанного на знаменитом романе Михаила Булгакова. Этот мистический роман, рассказывающий о конфликте между художником и властью, о судьбах людей, управляемых руками бога и сатаны, а также о любви и самопожертвовании, оказал огромное влияние на мировое искусство, сопоставимое со влиянием сочинения Гете "Фауст".
Михаил Булгаков мучительно работал над созданием романа 12 лет, но так и не закончил его. После смерти писателя редактированием романа занималась его жена Елена, и, в итоге, произведение увидело свет только в 1960-х года. Оно было опубликовано в 1966 году в 11-м номере литературном журнала «Москва». А полноценное издание книги вышло лишь в 1973 году. Из-за таких значительных временных задержек часто создается впечатление, что роман был опубликован значительно раньше, в первой половине XX века, еще при Сталине. Такое ощущение в значительной степени вызывают и реалии булгаковского текста, относящегося к 1930-м годам в СССР.
Кинематографисты, имеющие слабость к адаптации литературных сюжетов, не могли упустить возможности передать на экране метафоры и яркие образы романа. Первые экранизации появились до 1973 года и были осуществлены не в России.
В данной статье мы предпримем попытку осветить плюсы и минусы новой экранизации романа "Мастер и Маргарита" 2024 года. Также мы вернемся в прошлое и вспомним все предыдущие экранизации этого великого произведения Михаила Булгакова. Наша цель - привести качественный обзор истории кинематографических интерпретаций этого знаменитого произведения.
Художественный фильм "Мастер и Маргарита" (Россия, 2024), режиссер Михаил Локшин
Фото: Юлия Снигирь и Евгений Цыганов. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина
Начнем мы наш обзор с новой и однозначно успешной экранизации произведения Булгакова .Также этот фильм является одним из самых дорогостоящих проектов, основанных на знаменитом романе.
События разворачиваются в 30-е годы XX века, в Москве, где город готовится отметить Первомай, и строительные работы в котором продолжаются день и ночь. Известный писатель (Евгений Цыганов), которого знает весь город, спешит в театр на репетицию спектакля. У входа он знакомится с молодой актрисой по имени Гелла (Полина Ауг), которая приехала из провинции, чтобы покорить столицу. После этой краткой встречи в жизни писателя начинают происходить трагические события. Постановку пьесы "Пилат" по его собственному произведению отменяют по распоряжению вышестоящих инстанций.
Сама пьеса вызывает гневный отзыв литературного критика Латунского (Дмитрий Лысенков), и персонаж Цыганова исключают на очередном съезде из Союза писателей. Хотя отчаяние пока не овладело писателем, новый знакомый, предлагает свою помощь и представляет себя как "Воланд" (Аугуст Диль - вероятно, лучший актер, воплотивший эту роль во всех экранизациях романа Михаила Булгакова), с помощью шутливой и яркой визитки. Вместе они начинают глубокие и душевные разговоры о добре и зле, творчестве, женщинах и, конечно же, литературе.
Фото: Аугуст Диль в роли Воланда. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Мир, созданный кинематографистами, с первых минут поражает своим великолепным художественным оформлением. Зрителю постепенно раскрываются три плоскости повествования, каждая со своей уникальной эстетикой и деталями. Первая плоскость пропитана подлинным реализмом: здесь писатель, после отмены своего спектакля, находится на Арбате, где знакомится с очаровательной Маргаритой (Юлия Снигирь) и начинает писать свой несчастный роман.
Вторая плоскость - это мир, где развиваются события романа. Здесь происходит все самое увлекательное. Кот Бегемот, озвученный Юрой Борисовым, начинает разговаривать; Воланд выступает как повелитель тьмы, Фагот (Юрий Колокольников) превращается в шута-шутника, а уже знакомая нам Гелла превращается в коварную вампиршу. Все детали этого мира пропитаны уникальным и оригинальным стилем, придавая фильму его особую мистическую атмосферу.
Фото: Кот Бегемот. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Третий мир - это древний и "ненавидимый прокуратором город", который становится отражением содержания пьесы "Пилат". Прокуратор Иудеи (величественно сыгранный Класом Бангом) встречает проповедника Иешуа Га-Ноцри (Аарон Водовоз, известный по фильму "Кингсман: Начало"), которого приговорили к смерти. Встреча эта имеет судьбоносное значение для обоих: Иешуа проявляет чудеса сострадания, исцеляя прокуратора (того самого, кто вскоре отправит его на смерть), в то время как Пилат осознает, что не обладает достаточной властью, чтобы спасти этого необычного скитальца-философа.
Новая экранизация "Мастера и Маргариты" обладает поистине колоссальным масштабом. И это, несмотря на то, что картина столкнулась с рядом непредвиденных сложностей, которые препятствовали успешной реализации проекта. Сначала произошла смена режиссера, (изначально работавшего над фильмом Николая Лебедева, сменили на творческий тандем режиссера Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора). Затем расходы на производство фильма значительно выросли, превысив отметку в 800 миллионов рублей, а затем достигнув 1,2 миллиарда рублей. Идея о проведении дримкаста с актерами Гэри Олдманом и Ольгой Куриленко в ролях Воланда и Маргариты также не была осуществлена. Международный дистрибьютор Universal стал еще одним фактором сложностей. Все эти факторы кажутся как будто бы прошлой жизнью или даже проклятием, которое преследует практически каждую попытку адаптировать роман Булгакова и его атмосферу на большой экран.
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Тем не менее, Локшину удалось воплотить множество фантастических идей в своей работе. Одним из примеров является литературная атмосфера светской Москвы, где можно наслаждаться ресторанными угощениями под звуки американского джаза, а в то же время оказаться в лапах НКВД, которое активно преследует подозреваемых в контрреволюционной деятельности, угрожающей осуществлению следующего пятилетнего плана. Мечты о "стройке века", которые охватывали 1930-е годы, становятся реальностью на экране. Спортсмены, изображающие беззаботность и свободу, восходят на огромные красные звезды во время первомайского парада. Дом Советов, с его гигантской статуей Ленина, кажется абсолютно реальным, словно всегда существовал и по эту сторону экрана.
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
«Вчера было можно, а сегодня уже нельзя», - замечает один из персонажей, комментируя последнюю отмену постановки. Этот вечный постулат о непостижимой "красной линии" охватывает почти всех участников событий. Однако, возможно, исключение составляет писатель, который даже блуждая по коридорам психиатрической клиники доктора Стравинского (великолепную роль исполнил Леонид Ярмольник), продолжает стремиться завершить свой роман так, как он видит его в своих представлениях.
И, конечно же, Воланд - зловещий трикстер, приехавший в Россию, чтобы узреть, "как русские отменили Бога". В версии Локшина ему удается все. Главное - присмотреться к великому русскому писателю, от которого отвернулись коллеги, друзья и вся система.
Мир, созданный авторами, во многом отличается от романа и уходит от его интонаций насколько это возможно. Судя по всему, Локшин и Кантор осознанно выбрали этот путь, готовясь к возможному негодованию поклонников Булгакова. Благодаря вплетению элементов реализма (особенно в первом плане повествования), фильм переносит нас в "здесь и сейчас".
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Например, сеанс черной магии прерывается концертом, на котором представлен образ призрачного будущего 2022 года. Советский Союз расширился до небывалых размеров («С нами все республики мира»). Локшин не мог предположить, как подобная реплика прозвучала бы сейчас, в совершенно нефантастическом настоящем.
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Вопрос о том, прощать ли вольности, допущенные режиссером, остается на суд каждого зрителя. Новая интерпретация "Мастера и Маргариты" скорее улавливает дух знаменитого романа и в своем роде даже развлекает, но все же претендует на то, чтобы быть произведением, действительно соответствующим оригинальному тексту.
Михаил Локшин предлагает не религиозно-философский трактат с "фигой в кармане", а качественный развлекательный аудиовизуальный продукт. Однако в данном произведении, стоимость которого составляет 1,2 млрд рублей, обращение к скрытым смыслам, адресованным властям, согласитесь, дорогого стоит.
Художественный фильм «Пилат и другие» (Польша, 1972), режиссер Анджей Вайда
Фото: Кадр из фильма «Пилат и другие», 1972 год
Как я уже писал выше - первая экранизация появились за год до публикации романа. Режиссер Анджей Вайда, признанный лауреат премии "Сезар", BAFTA и множества фестивалей, взял на себя задачу перенести действие романа Михаила Булгакова в современный мир, оставив в фокусе лишь ершалаимскую линию сюжета и исключив московскую. История разворачивается в начале фильма с демонстрации стада овец на мясокомбинате. Главный герой, журналист по имени Левий Матфей, проводит аудиоинтервью со "заводилой" стада, ответственным за отправку сородичей на бойню. В ходе разговора он высказывает свою уверенность в том, что его преемник будет справляться хуже, а сам он стремится оправдать доверие, которое к нему испытывают. Параллельно на экране показываются кадры с разделанным мясом. Однако, Левий Матфей не считает большое дело аморальным, ведь лишь свободный человек может быть абсолютно моральным.
Смотреть онлайн художественный фильм «Пилат и другие» (Польша, 1972), режиссер Анджей Вайда
Иешуа Га-Ноцри, персонаж из романа, и Понтий Пилат стоят рядом со стадом. Светловолосый и стройный Иешуа, исполняемый Войцехом Пшоняком, выглядит ясным и решительным, в то время как седой и лысеющий Ян Кречмар, играющий роль Пилата, излучает мрачную угрюмость даже под палящим солнцем. Судилище Иешуа происходит в результате доноса любопытного "доброго человека" по имени Иуда Искариот, который предает своего собеседника через телефон-автомат. Съемки дворца Пилата проходили на руинах бывшего нацистского конгресс-холла в Нюрнберге, а Голгофу изображали на свалке возле немецкого Висбадена.
Анджей Вайда, сын репрессированных родителей, воплотил в фильме авторскую мысль о "нехорошей квартире", отбросив детали варьете и персонажей, таких как Варенуха, Бездомный, Берлиоз и другие из романа Михаила Булгакова. Фильм "Пилат и другие" ставит в центре сюжета моральный выбор и бесчеловечность абсолютной власти.
Художественный фильм «Мастер и Маргарита» (Италия, Югославия, 1972), режиссер Александр Петрович
Фото: Постер к фильму «Мастер и Маргарита», 1972 год
Михаил Булгаков не раз жертвовал своими произведениями: в 1930 году он сжег наброски своего романа "Театр" вместе с "романом о дьяволе". Спустя время, писатель вернулся к этой идее, обогатив ее своим личным опытом и неудачной постановкой пьесы "Кабала святош", основанной на жизни Мольера. Таким образом, под влиянием сомнений и изменений, родилась "Театральная романс" (также известный как "Записки покойника"), который был опубликован в журнале "Новый мир" в 1965 году. Через год в журнале "Москва" начали публиковаться главы романа "Мастер и Маргарита". Оба произведения объединяет трагическая судьба Мастера - автора, не принятого обществом.
Смотреть онлайн художественный фильм «Мастер и Маргарита» (Италия, Югославия, 1972), режиссер Александр Петрович
По всей вероятности, именно поэтому режиссер Петрович, являющийся пионером пессимистического кинематографического движения "югославской черной волны", объединил два романа, чтобы показать "страдания писателя, с неявного согласия властей и разрушаемого критикой". В его фильме "Мастер и Маргарита" главный герой получил имя Николай Максудов (в "Театральном романе" он назывался Сергей). Он стал цензурирован руководством театра, где ставили спектакль с Понтием Пилатом и Иешуа, что привело его к тяжелейшей фрустрации, даже до того, как он попал в психиатрическую клинику и написал письмо Сталину, утверждая, что видел самого дьявола. В то время, пока он находится там, Воланд сеет хаос в Москве, наказывая директора театра Римского за доносы отсекая ему голову, и обнажая жителей Москвы догола.
Изначально предполагалось, что Мишель Пикколи и Роми Шнайдер примут участие в этой экранизации, однако экономическая ситуация в Югославии помешала осуществлению этих планов. Однако в фильме звучит музыка Эннио Морриконе.
Фильм "Мастер и Маргарита" стал причиной гонений на режиссера со стороны властей, и в 1973 году Петрович был назван ревизионистом из-за своих политических убеждений и уволен из Белградской киноакадемии.
Сериал «Мастер и Маргарита» (Польша, 1988), режиссер Мацей Войтышко
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1988 год
Телесериал «Мастер и Маргарита» (Польша, 1988) был создан режиссером Мацеем Войтышко. Этот шестичасовой телесериал, состоящий из четырех эпизодов, вышел в то время, когда Польша находилась на пути к отделению от социалистического режима, и Войтышко не упустил возможности осветить темы, которые ранее были запрещены. Сцена тайной беседы Пилата и Каифы после приговора Га-Ноцри ярко демонстрирует мотивацию героев: один стремится защитить иудейский народ от беспорядков, другой — спасти философа, который не причинил вреда никому, но внес надежду в сердца многих.
Смотреть онлайн сериал «Мастер и Маргарита» (Польша, 1988), режиссер Мацей Войтышко
Войтышко представил полное экранизирование произведения, сохраняя верность тексту Булгакова и только поясняя поведение персонажей там, где считал это необходимым. Декорации и операторская работа занимают второстепенную роль, так как основное внимание уделено театральным диалогам между персонажами. Изображение московских событий, снятых в Варшаве, вызывает некоторое сомнение, так же как и художественные решения и костюмы. Однако, параллель между Воландом и советской реальностью прекрасно отражена в экранизации. На фоне этого Мастер и Маргарита выглядят особенно трагически.
Роль Маргариты исполнила Анна Дымна, польская кинозвезда 1980-х годов, создавшая образ с волнующими длинными кудрями, полными губами и страстным взглядом, выражающим абсолютную преданность. Мастером стал Владислав Ковальский, который отразил испуганность, несчастье и сломленность своего персонажа. Пилат, сыгранный Збгиневом Запасевичем, представил настоящую драматическую игру, которую не испортила статичная камера. В прекрасно ироничной и неустрашимой роли Воланда, Густав Холоубек не передал жутких характеристик, а стал наблюдателем, который иногда обращается к своему "глобусу", в котором можно заметить любые детали человеческой судьбы.
Экранизация Мацея Войтышко является историей о страхе, который мешает людям исполнить свое предназначение. Пилат, испугавшись, отправляет философа на смерть; Мастер, испугавшись, сжигает свой роман. Оба героя вынуждены мучительно размышлять всю жизнь о своей слабости.
Художественный фильм «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994), режиссер Юрий Кара
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 1994 год
Художественный фильм «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994) был снят режиссером Юрием Карой. Эта экранизация, финансировавшаяся частными инвесторами и противоречивая планам Союза кинематографистов, а также притязаниям Элема Климова и Эльдара Рязанова, вызвала широкое обсуждение. Во-первых, фильм не смог выйти в тот год, в который был создан. Первый закрытый показ состоялся на Московском международном кинофестивале в 2006 году, где зрителям было запрещено проносить мобильные телефоны и фотоаппараты (но это не помешало утечке пиратской версии фильма в интернет). Из-за этого мы могли только полагаться на слова о выдающейся игре Сергея Гармаша, который исполнил роль Ивана Бездомного.
Смотреть онлайн художественный фильм «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994), режиссер Юрий Кара
Во-вторых, конфликт между Карой и продюсером Владимиром Скорым, требующим сократить продолжительность фильма, а затем с Сергеем Шиловским, утверждавшим свои права на художественное наследие Булгакова, помешали своевременному выходу фильма в прокат. Фильм существовал в сети в ужасном качестве, что затрудняло оценку его художественных достоинств.
Тем не менее, производство фильма было честным: жилище Мастера было снято в том самом подвале, описанном Булгаковым, а особняк на Остоженке стал домом Маргариты. Некоторые сцены восточной линии были частично сняты в Израиле и Крыму. Юрий Кара не прибегал к использованию компьютерной графики. Тем не менее, усилия не помогли избежать "проклятия" романа, и мистические события сопровождали производство. Например, автомобиль режиссера сломался прямо напротив дома Булгакова, а пленки, снятые в саду "Эрмитаж", были "утоплены" в кипятке после прорыва трубы.
Только спустя 17 лет, в 2011 году, благодаря усилиям компании "Люксор", в прокат была выпущена сокращенная версия фильма, продолжительностью в половину времени, с улучшенным звуком и качеством изображения. Когда истощенная всеми трудностями картина наконец достигла зрителей, оказалось, что из нее исчезли множество сюжетных линий. Например, в фильме отсутствовал разговор Бездомного со Стравинским и финальная сцена полета главных героев. В 2012 году фильм был награжден двумя "Золотыми орлами" за работу художника-постановщика и художника по костюмам.
Однако, помимо всех этих злоключений, что не так с "Мастером и Маргаритой" Юрия Кары? Сатанинский хохот Гафта, звучащий над Москвой; слишком сексуализированный полет Маргариты-Вертинской над городом под звуки "Полета валькирий" Вагнера; быстрые диалоги и низкокачественные спецэффекты (сухой лед в баночке крема для Маргариты); появление Гитлера и Ленина на балу Воланда; "божественный ореол", исходящий от Иешуа во время допроса у Понтия Пилата. Вот только некоторые из недостатков, которые мешают назвать эту краткую экранизацию произведения Булгакова успешным фильмом.
Сериал «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005), режиссер Владимир Бортко
Фото: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 2005 год
Одним из ярких проектов российского кинематографа стал мини-сериал "Мастер и Маргарита" (2005 г.), созданный режиссером Владимиром Бортко. В сериале использован девиз "Рукописи не горят!", который наглядно отражает суть произведения. Шедевральный актерский ансамбль включал в себя таких талантливых артистов, как Александр Абдулов, который воссоздал образ Коровьева, Сергей Безруков в роли Иешуа, и Анна Ковальчук, блестяще воплотившая Маргариту. Актеры Александр Панкратов-Черный, Илья Олейников и Валерий Золотухин также участвовали в этом проекте, придавая своим персонажам особый облик.
Смотреть онлайн сериал «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005), режиссер Владимир Бортко
Саундтрек сериала включал в себя музыку Игоря Корнелюка, знаменитую "Шахерезаду" Римского-Корсакова, а также музыкальные отсылки к Евангелию. Несмотря на ограниченный бюджет в размере пяти миллионов долларов, команда создателей сериала смогла воплотить образы персонажей на высоком уровне. Особенно примечательно создание кота Бегемота, для которого были использованы доступные материалы. Вано Миранян, перевоплотившийся в этого персонажа в шерстяном костюме, озвученный голосом Александра Баширова.
Удивительно, что два талантливых актера, Валентин Гафт и Александр Филиппенко, решившие не ждать премьеры фильма "Кары", где они должны были сыграть главные роли Воланда и Коровьева соответственно, приняли участие в сериале, и воплотили образы первосвященника Каифы и демона Азазелло. Кастинг Анны Ковальчук для роли Маргариты оказался удачным, ее имидж напоминал внешность Анны Дымной из фильма Войтышко 1988 года, но трагическая судьба ее персонажа и самоотверженность, а также тихая роскошь в ее игре, сделали ее более "каноничной".
Великая заслуга успеха этого сериала, вероятно, лежит в тщательно продуманной концепции режиссера. Владимир Бортко сумел передать всю глубину и красоту романа на экране, словно иллюстрируя каждую страницу "Мастера и Маргариты" специально для школьников, изучающих произведение по школьной программе. Несмотря на критику со стороны критиков и СМИ, зрители остались полностью удовлетворены результатом, что подтверждается высоким рейтингом сериала.
Премия за лучшую режиссуру, присужденная Владимиру Бортко на ТЭФИ-2006, служит еще одним доказательством того, что его работа была высоко оценена экспертами. Режиссерская концепция, пронизывающая сериал, идеально сочетается с изучением произведения в школьной программе и придает ему особый характер. "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко заслуженно получил признание и заслуженное место в истории российского кинематографа.
Комментариев 0