Эволюция и влияние: культурный феномен «Симпсоны» — символ современности
Молодому поколению нулевых кажется, что мультсериал «Симпсоны» всегда был частью нашей жизни. Эта безумная семейка превратилась в культурный феномен, став неотъемлемой частью нашего мира. Но, несмотря на свой статус, «Симпсоны» не утратили своей актуальности: их любят, ненавидят, обсуждают и смотрят. Кажется, что их популярность будет вечной — в мире Симпсонов нет места ни для смерти, ни для старости.
В 2024 году самый длинный и бесполиткорректный мультсериал отмечает своё 35-летие. В нашей статье мы расскажем, как начался путь «Симпсонов», как они завоевали своё место на телевидении и заслужили постоянное попадание в эфир. Мы также поговорим о том, как мультсериал собрал десятки наград, завоевал огромное количество фанатов, а доходы FOX от продажи товаров с символикой сериала могут сравниться с успехами Джорджа Лукаса по мерчендайзингу «Звёздных войн».
Часто великие вещи начинаются с малого, порой даже с незаметного. Так и история «Симпсонов» началась с черно-белой брошюры, которую в 1985 году получил известный продюсер и режиссёр Джеймс Л. Брукс, обладатель премии «Оскар» за фильм «Язык нежности».
В этой брошюре были собраны самодельные комиксы Мэтта Грейнинга под названием «Жизнь в аду». Листы были выполнены на офисной бумаге и напечатаны в одном цвете. На каждой странице изображались приключения главного героя — грустного кролика, который стрелял себе в голову, тонул в море, сталкивался с неудачами и успехами, умирал и возрождался. Эта мрачная меланхолия покорила продюсера Брукса, и он решил связаться с автором.
К тому времени Мэтт Грейнинг уже десять лет жил как независимый художник, с трудом сводя концы с концами и мечтая о признании в Голливуде. Предложение Джеймса Брукса передать своего кролика под программу «Шоу Трейси Ульман» на телеканале FOX стало для него полной неожиданностью. Как продать своё творение? Как доверить его голливудским магнатам? Грейнинг был в растерянности от перспективы расстаться со своим милым кроликом.
Уже в такси, буквально на коленке, художник Мэтт Грейнинг создал набросок типичной американской семьи, который, по его мнению, лучше всего подходил для презентации в офисе продюсера. В его представлении, это были: лысый отец, мама с кудрявыми волосами, неуклюжий сын, заботливая дочь и даже младенец (незапланированный). Грейнинг назвал их родственниками и наделил вытянутыми глазами и странными чертами лица.
Джеймсу Бруксу идея понравилась, и на свет появилась первая в истории телевидения ярко-жёлтая семья. Её персонажи были примитивно нарисованы и невероятно непоследовательны, но это не помешало им стать культовыми.
Путь «Симпсонов» к регулярным телепоказам и собственному эфирному времени занял ещё два года. За это время они прошли путь от дрожащих линий и резких движений до короткометражных мультфильмов длительностью в пару минут. Однако первые 13 эпизодов могли бы остаться всего лишь одноразовым экспериментом. Продолжение не планировалось, и создатели надеялись просто повеселиться. Но оказалось, что ни канал FOX, ни компания по производству Брукса Gracie Films не оценили полностью потенциал сериала. Он стал главной сенсацией сезона.
Исторически такой поворот событий был вполне предсказуем. В то время как одна часть Соединённых Штатов активно поддерживала республиканцев, сталкивалась с «империей зла» и стремилась к потребительской экономике, идентифицируя себя как «яппи», другая часть желала высмеять консервативные ценности иерархического общества.
В конце 1980-х годов «Симпсоны» предоставили им такую возможность. Началось время постмодернистской иронии и разрушения устоявшихся структур, и «Симпсоны» стали олицетворением этого явления.
Сегодня эта легенда приобрела статус культовой: её изучают в научных работах, обсуждают критики, разрабатывают свои теории философы и культурологи. «Симпсоны» давно побили все возможные телевизионные рекорды. Однако что могут сказать эти цифры? Возможно, пять лет назад можно было бы обратиться к статистике, когда весь мир шумно отмечал достижение отметки в 500 эпизодов. На заднем плане остались другие телевизионные долгожители — «Военно-полевой госпиталь MASH», «Лэсси» и другие.
Сегодня, когда мы незаметно приблизились к 35-летию шоу, хочется отойти от традиционных представлений о том, что такое успех в индустрии. За свою долгую историю самый популярный и продолжительный сериал в истории собрал множество наград, завоевал сердца миллионов поклонников, а прибыль от продажи лицензионных товаров FOX может сравниться с доходами Джорджа Лукаса от монетизации вселенной «Звёздных войн».
Есть и другие свидетельства успеха: Мардж Симпсон стала первым анимационным персонажем, попавшим на обложку журнала Playboy, а выражение «D’oh» Гомера Симпсона было добавлено в Оксфордский словарь.
Кто же такие «Симпсоны»? Обычная семья с проблемами или символ американской настойчивости и оптимизма? Сатира на патриархат или пропаганда традиционных ценностей, феномен или стереотип? Стоит отметить, что после 33 сезонов это уже не просто мультсериал. Персонажи вышли за пределы телевизионного экрана в гостиной, став неотъемлемой частью повседневной жизни. Некоторые провели с ними большую часть своей жизни.
Упоминая «Гомера», ваш собеседник может подумать как о великом древнегреческом поэте, так и об инспекторе безопасности на атомной станции в Спрингфилде — заботливом отце, несовершенном родителе и остроумном философе.
В современном обществе происходят постоянные переходы из реальности в мир фантазий. Эти перемещения могут быть как кратковременными, так и длительными, но они всегда приводят к тому, что люди сталкиваются с иронией и, обогащенные, возвращаются в сложный мир реальности.
Более двухсот известных личностей, включая Элизабет Тейлор, Пола Маккартни, Тома Хэнкса и сестер Уильямс, появились в «Симпсонах» в качестве камео. Для некоторых это путешествие в мир фантазии Мэтта Грейнинга стало судьбоносным. Например, сериал, используя шутки, предсказал победу Дональда Трампа на президентских выборах, и консервативная линия вернулась на политическую арену на новом уровне.
Влияние «Симпсонов» на реальный мир было значительным: ни один другой мультсериал не вызывал такого серьезного отношения. В начале 1990-х абсурдные сюжеты и эксцентричный стиль персонажей (критики отмечали выпученные глаза и яркую кожу) не помешали первой леди США Барбаре Буш официально выразить недовольство создателями шоу за их «глупость». Позже и сам президент США не скрывал своего недовольства, огорченный кризисом в своем браке: американская семья не должна ассоциироваться с Симпсонами!
Следует отметить, что правительства других стран также относились к этому «мультяшному» образу общества со своими особенностями. Однако лидеры по всему миру могли утешаться мыслью, что даже в мире телепроектов «неудачники» живут под знаменем звездно-полосатого флага.
«Симпсоны» всегда были необычными и непокорными. В эпоху, когда в обществе преобладали разговоры о политической корректности и социальной терпимости, Мэтт Грейнинг и его команда из Gracie Films предложили нам своё видение мира. Их работа напоминает панк-рок, а не обычные воскресные мультфильмы.
Эмоции, которые «Симпсоны» вызывают не только у либералов, но и у сторонников морали, не случайны. Они во многом объясняют их долголетие.
Создатели «Симпсонов» знают, как задеть чувства. Они говорят: «Бей своих, чтобы чужие боялись». За 35 лет существования мультсериала американский флаг стал объектом стольких изощрённых шуток, что их даже трудно перечислить. И это касается не только флага: отец Гомера жил в статуе Свободы, пока она не наполнилась мусором, а сам Гомер называет национальный гимн США «хипповским дерьмом».
Эти шутки могли бы показаться сомнительными (и некоторые из них действительно вызывают сомнения), если бы Грейнинг не включил себя в мир «Симпсонов». В образе неудачливого аниматора он помогает создать уникальную атмосферу.
Хотя «Южный парк» и другие взрослые анимационные проекты могут быть более сатиричными, «Симпсоны» остаются уникальными благодаря естественности подачи материала. Это проект, который развивается свободно, без особого вмешательства автора — высшая категория искусства. Он растёт, как трава на земле человеческой комедии, и существует уже так долго, что его герои не могут вырасти или постареть. Мы, как зрители, меняемся ролями, превращаясь из Барта в Гомера, из Лизы — в Мардж, Сельму и Пэтти. Если сериал будет продолжаться ещё пару десятилетий, то наступит очередь дедушки Эйба. Всё может случиться.
Сегодня, спустя множество сезонов, «Симпсоны» остаются на пике популярности, продолжая вдохновлять, развлекать и вызывать бурные обсуждения. Этот мультсериал перешагнул границы обычного шоу, проникнув в жизнь и сознание людей по всему миру. На фоне других долгожителей телевидения он выделяется ярким символом современной культуры.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что «Симпсоны» не только создали историю телевизионного искусства, но и продолжают оказывать влияние на наше понимание культуры, общества и человеческих отношений. Этот мультсериал стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, переживая и отражая изменчивые времена и ценности.
Комментариев 0