Лучшие детские фильмы киностудии «Ленфильм»: Золотой фонд истории киноиндустрии
Добро пожаловать в мир кинематографических шедевров, созданных на старейшей киностудии России – «Ленфильм». С ее основания 30 апреля 1918 года история этого кинематографического гиганта наполнена долгими страницами культовых произведений и непревзойденной репутацией.
Свыше полутора тысяч фильмов, родившихся на просторах «Ленфильма», по праву составляют золотой фонд как советского, так и мирового кинопроизводства. И сегодня мы приглашаем вас окунуться во вселенную лучших детских фильмов, которые были сняты талантливыми режиссерами этой знаменитой студии для детей и юношества. Давайте вместе откроем для себя восхитительные шедевры, завоевавшие сердца зрителей и ставшие неотъемлемой частью наследия киностудии «Ленфильм».
"Чапаев" (1934), режиссеры Георгий Васильев, Сергей Васильев
Фильм "Чапаев" (1934), режиссеров Георгия Васильева и Сергея Васильева, является величайшим произведением киностудии "Ленфильм". Его трудно отнести к жанру детского кино, но он как никакой другой детский фильм оказал огромное влияние на множество мальчишек и девчонок в различные периоды советской истории, помогая им вырасти в настоящих патриотов своей страны. По мнению многих, этот фильм, известный как один из лучших советских боевиков, стал не только популярным в широких кругах зрителей, но и нашел признание у таких выдающихся личностей, как Сергей Эйзенштейн и Иосиф Сталин.
Смотреть художественный фильм "Чапаев" (СССР, 1934), режиссеры Георгий Васильев, Сергей Васильев
История о легендарном полководце, Василии Ивановиче Чапаеве, была воплощена в жизнь по сценарию Анны Фурмановой, чей муж, писатель Дмитрий Фурманов, принимал участие в описанных событиях. В фильме братьев Васильевых была поставлена сложная задача — придать человеческие черты герою, который был известен как символ героизма и простоты. Их усилия увенчались успехом, судя по множеству анекдотов о главных персонажах фильма, которые переходят из уст в уста и по сей день.
Сюжет фильма сосредотачивается на финальной битве Чапаева (Борис Бабочкин) с белыми. Несмотря на популярность начдива среди народа и солдат, его дивизиям не хватает дисциплины. Для восстановления порядка вызван комиссар Фурманов (Борис Блинов), который устанавливает новые правила и сталкивается с решительной атакой белогвардейцев.
"Золушка" (1947), режиссер Надежда Кошеверова
Фильм "Золушка" (1947) был задуман и снят на студии «Ленфильм» сразу после Дня Победы. Послевоенная атмосфера вдохновила на желание создать кинематографическое произведение, которое принесло бы веру в чудо и позитивный сюжет. Художник-постановщик Николай Акимов предложил экранизировать известную сказку «Золушка», а режисером фильма стала Надежда Кошеверова, его бывшая жена.
Смотреть художественный фильм "Золушка" (1947), режиссер Надежда Кошеверова
Удивительно, что актрисе Янине Жеймо, сыгравшей роль Золушки, на момент съемок было 38 лет, хотя она выглядит на все 18 и даже младше. Забавно, что Алексею Консовскому, сыгравшего юного принца, было всего 35 лет. Как многие киносказки того времени, "Золушка" акцентирует внимание на доброте, излучаемой всеми положительными персонажами, даже отрицательные персонажи воспринимаются скорее комедийно, чем отвратительно.
Фаина Раневская создала потрясающий образ мачехи, который можно назвать самым ярким во всем фильме. Ее мачеха, суровая, но с чувством юмора, стала одним из сильнейших сказочных женских персонажей на долгие годы вперед. В противоположность ей, Золушка и фея-крестная просто ангелы, на которых можно восхищаться бесконечно.
Для создания фильма "Золушка" были приложены усилия Эраста Гарина, который сыграл самого смешного и доброго короля в советском кино. Это редкий случай, когда король в ранних советских киносказках не является злодеем. Король, сыгранный Гариным, добродушный, ранимый и даже инфантильный, и для своего счастья ему не нужно много.
"Золушка" можно частично отнести к мюзиклу, так как в фильме присутствуют культовые песни. Но даже если вам не нравится этот жанр, "Золушка" станет исключением, так как гармония между диалогами и песнями достигает совершенства. Этот фильм сочетает в себе доброту оригинальной истории и отсутствие жутких сцен, что делает его очаровательным своей простотой. В этом и заключается истинная магия "Золушки".
"Старик Хоттабыч" (1956), режиссер Геннадий Казанский
Фото: кадр из фильма "Старик Хоттабыч" (1956), режиссер Геннадий Казанский
Фильм "Старик Хоттабыч" был выпущен в 1956 году под режиссерой Геннадия Казанского. Сценарий данного шедевра был создан Лазарем Гинзбургом известным также как Лагин, который написал одноименную книгу. В течение более 60 лет этот фильм не перестает удивлять зрителей своими спецэффектами, требовавшими значительных финансовых и временных затрат.
Смотреть художественный фильм "Старик Хоттабыч" (1956), режиссер Геннадий Казанский
История начинается с московского школьника по имени Волька, который обнаруживает древний запечатанный сосуд, купаясь в Москве-реке. Он решает открыть сосуд и из него появляется волшебный джинн по имени Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. Джинн, благодарный за спасение из двухтысячелетнего заточения, становится верным слугой мальчика и начинает исполнять его желания. Вместе они отправляются в увлекательное приключение в Индию на волшебном ковре-самолете.
Актерская игра в фильме производит впечатление благодаря тщательному подбору исполнителей на каждую роль и глубокому анализу характеров героев, что помогло актерам лучше понять своих персонажей.
Старик Хоттабыч, персонаж с безграничными возможностями, манипулирует поведением пионеров, неуклонно увлекая их на опасные поступки, будь то жульничество на экзамене или строительство собственного дворца. Все его попытки улучшить ситуацию для пионеров заканчиваются неудачей, иногда требуя стирания памяти у всех окружающих. Его действия имеют огромное влияние на события и судьбы людей, нарушая баланс вселенной. В конце концов мальчики находят способ обуздать Хоттабыча, отправляя его в цирк.
"Человек-амфибия" (1962), режиссер Владимир Чеботарев
Фильм "Человек-амфибия" (1962), под режиссурой Владимира Чеботарева, это история, разворачивающаяся в водах Буэнос-Айреса, где появляется загадочное существо, известное как "морской дьявол". Рыбаки и ловцы жемчуга тайно обсуждают этого обитателя вод. Но мало кто из них догадывается, что "морской дьявол" на самом деле Ихтиандр (Владимир Коренев)— бывший тяжелобольной мальчик, которому хирург-экспериментатор Сальватор (Николай Симонов) пересадил легкие и жабры акулы, позволяя ему дышать и в воде, и на суше. Ихтиандр проводит большую часть времени, плавая с дельфинами, своими единственными друзьями, или у Сальватора, который стал для него отцом. Всё меняется, когда Ихтиандр спасает Гуттиэру (Анастасия Вертинская) во время одного из приключений.
Смотреть художественный фильм "Человек-амфибия" (1962), режиссер Владимир Чеботарев
Экранизация романа Александра Беляева о научно-фантастической русалочке долгое время считалась сложным проектом для киноиндустрии из-за необходимости большого количества подводных съемок. Однако режиссеру Чеботареву удалось смастерить это вместе с оператором Эдуардом Розовским, консультантами-аквалангистами и поддержкой студийной бригады. Фильм стал одним из самых сложных и трудоемких проектов того времени. Несмотря на то, что критики критиковали фильм за его приключенческий стиль, миллионы зрителей по всему миру оценили техническое мастерство и атмосферу фильма, сделав его классикой мирового кинематографа.
"Дикая собака Динго" (1962), режиссер Юлий Карасик
Фильм "Дикая собака Динго" снятый режиссером Юлием Карасик в 1962 году является ярким и возвышенным произведением о первых переживаниях подростков, необходимости сделать жизненные компромиссы и принять потери.
Смотреть художественный фильм "Дикая собака Динго" (1962), режиссер Юлий Карасик
Персонаж школьницы Тани Сабанеевой, находящейся в состоянии тяжелой депрессии из-за ухода отца и непонятной, неосознаваемой любви, мастерски исполняется актрисой Галиной Польских. Внимательно проработана психология сложной и сильной личности героини. Она получила прозвище "Дикая собака Динго" из-за необычного поведения и странных желаний. Ее подсознание склонно к героизму и самопожертвованию, что реабилитирует ее неясные желания и чувства, отвергнутые соцреализмом. Однако финал предвещает, что Таня повторит судьбу матери, обрекая себя на такую любовь, которая никогда не сбудется. Несмотря на это, если она сохранит свое романтическое видение мира, на что настаивают создатели фильма, она сможет заменить горечь утрат нравственным чувством истинности, а разрыв - катарсисом памяти: 'Ты прав. Это не может исчезнуть. Иначе куда же девается наша верная дружба навеки?'
"Республика ШКИД" (1966), режиссер Геннадий Полок
"Республика ШКИД" - советский фильм, созданный в 1966 году на студии "Ленфильм" под руководством режиссера Геннадия Полока по произведению Григория Белых и Л. Пантелеева (Алексея Еремеева).
Смотреть художественный фильм "Республика ШКИД" (1966), режиссер Геннадий Полок
Этот трогательный фильм, порой смешной, порой трагический, рассказывает о трудном времени начала 1920-х годов, когда после "империалистической" и гражданской войны в Советском государстве было около 4 миллионов беспризорных детей. Стремясь исправить ситуацию с беспризорностью советская власть решает создать специализированные интернаты под руководством энтузиастов-педагогов, из числа "бывших", которые сами отбирали учеников для своих учебных заведений. Основанный на автобиографической повести Леонида Пантелеева и Григория Белых, фильм режиссера Геннадия Полоки многим напоминает знаменитый фильм "Путёвка в жизнь". В отличие от рабочего коллектива о котором рассказывается в фильме «Путевка в жизнь», ученики школы имени Достоевского, или ШКИД, находятся в образовательно-воспитательной коммуне.
Стоит отметить, что Геннадий Полока проделал огромную работу, подбирая убедительных актеров под роли и образы персонажей. Из числа наиболее выдающихся персонажей и их исполнителей можно упомянуть: Купа Купыч Гениальный (Юрий Рычков), Джапаридзе (Александр Товстоногов), Японец (Вячеслав Голубков), Григорий Чёрных - Янгель (Лев Вайнштейн), Громоносцев - Цыган (Анатолий Подшивалов), Алексей Пантелеев - Лёнька (Артур Исаев), Слаёнов - Спекулянт (Владимир Колесников), а также одноглазый Костя Федотов - Мамочка (Александр Кавалеров). Каждый из этих мальчишек олицетворяет в фильме свою индивидуальность.
Стоит отметить, что в отличии от одноименной повести Григория Белых и Л. Пантелеева (Алексея Еремеева) сюжет фильме в значительной мере сосредоточен не на беспризорниках Лёньке и Янкель, а на директоре интерната Викторе Николаевиче Сорокине, именуемом ВикНикСор. Эту роль блестяще исполнил актер Сергей Юрский.
"Снежная королева" (1966), режиссер Геннадий Казанский
"Снежная королева" - советский художественный фильм-сказка, с элементами анимации, созданный на студии "Ленфильм" в 1966 году под режиссурой Геннадия Казанского по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена. Сценарий фильма написан Евгением Шварцем, основанный на его собственной сказочной пьесе.
Смотреть художественный фильм "Снежная королева" (1966), режиссер Геннадий Казанский
Этот фильм является по настоящему ленинградским, от того поразительно провинциальным, со всеми характерными чертами кинематографа "Ленфильма" - камерностью, театральностью и... отсутствием вычурности, с элементами легкого блеска. Кроме того, очень сложно найти слова, чтобы описать особый стиль объединения индивидуальностей. Кажется, что фильм создан ручным трудом каждого участника съемок, при этом он остается цельным. Здесь можно восхищаться сочетанием работы художника и актерского мастерства Веры Титовой, анимацией, заменявшую в то время компьютерные эффекты (сцены снов выглядят особенно великолепно), неуклюжие, но милые кукольные образы животных, летающие лыжи, высокие ножки столов... Особенным акцентом стоит выделить лицо Снежной Королевы, исполненное Климовой, напоминающее мультипликационный персонаж Бабановой и Атаманова, однако оно все же отличается своей уникальностью.
В фильме "Снежная королева" в основном отсутствует «волшебство волшебства», присущее сказкам; здесь ключевыми становятся путешествие и встречи вдоль этого пути. Персонажи не проходят через процесс взросления во время своего пути, и сказка остается просто сказкой.
"Три толстяка" (1966), режиссер Алексей Баталов
"Три толстяка" - это советский фильм-сказка, основанный на одноименной повести Юрия Олеши и с режиссурой Алексея Баталова. Сам Баталов исполнил одну из ключевых ролей в фильме - гимнаста Тибула.
Смотреть художественный фильм "Три толстяка" (1966), режиссер Алексей Баталов
В 1960-е годы революционная тематика оставалась важной в советском кино. Мультфильм "Три толстяка" вышел в 1963 году, а игровая версия последовала всего через три года. Хотя фильм утратил свою актуальность с течением времени, он остается интересным с точки зрения исторического контекста.
В фильме не столь точно передан сюжет книги, как в мультфильме, но отличия прежде всего обусловлены желанием подчеркнуть отрицательные черты злодеев. Если исключить пропагандистские моменты, сценаристы фильма определенно заслуживают похвалы. Герои, включая одного из "толстяков", сыгранного Евгением Моргуновым, обычно предпочитают молчать в ключевых сценах, в то время как главный гвардеец представлен как настоящий злодей, вызывающий отвращение у зрителей.
Впечатляет масштаб и самой съемки, включая не только массовые сцены, но и настоящие полеты на воздушных шарах, выступления на канате и даже грандиозный торт. Костюмы в фильме подчеркивают атмосферу начала 1910-х годов. Каски гвардейцев и платья богатых дам уступают в шикарности только платью Суок. Лина Бракните заслуживает такой же похвалы как Баталов, поскольку редко кому удаётся настолько удачно изобразить куклу. Гримёры, конечно, тоже постарались придать актрисе налёт искусственности, но эффект зловещей долины не ощущается. Человеческое чутьё не обманешь, и это даже хорошо.
"Двенадцать месяцев" (1972), режиссер Анатолий Граник
"Двенадцать месяцев" - это советский двухсерийный цветной телевизионный фильм-сказка, снятый на студии "Ленфильм" в 1972 году под режиссурой Анатолия Граника по одноименной пьесе Самуила Маршака.
Смотреть художественный фильм "Двенадцать месяцев" (1972), режиссер Анатолий Граник
Этот фильм - настоящая волшебная зимняя сказка, которая наполнена новогодними чудесами. Очаровательная и непосредственная Королева, добрая и красивая Падчерица, и, конечно же, замечательная игра актрисы с большим сердцем и принципами Ольги Викланд, воплотившая в фильме злую мачеху.
Этот фильм действительно является прекрасным произведением советского кинематографа! С точки зрения кинематографии в нем нет ничего искусственного, все продумано до мельчайших деталей на самом высоком уровне, без использования каких-либо спецэффектов.
"Не болит голова у дятла" (1974), режиссер Динара Асанова
Фильм "Не болит голова у дятла" (1974), режиссерский дебют Динары Асановой, в котором благодаря видимому образу обычного детского фильма о школьниках была передана новая эмоциональная глубина. В каждом кадре присутствует атмосфера ожидания перемен, наполненного неведомыми сюрпризами, в то время как окружающий пейзаж, пропитанный духом времени, мчится мимо, унося с собой воспоминания о чем-то неуловимо прекрасном, подобно последнему вагону уходящего поезда, на который ты опоздал. Болезненное прощание с детством, зафиксировала живописная камера Дмитрия Долинина. Динара Асанова обладала уникальным даром общения с детьми, что помогало молодым актерам воплощать на экране реплики, составленные сценаристом Юрием Клепиковым.
Смотреть художественный фильм "Не болит голова у дятла" (1974), режиссер Динара Асанова
Персонаж Сева Мухин (Александр Жезляев), школьник не очень усердный в учебе, погружается в мир джаз-музыки, занимаясь ударной установкой в подвале своего дома и мечтая стать джазовым музыкантом. Он часто сравнивает себя с братом, звездой баскетбола и местной знаменитостью. Сева влюбляется в Иру Федорову (Елена Цыплакова), красавицу своего класса. Несмотря на то, что она постоянно упоминает какого-то Валерку и их отношения имеют свои трудности, они продолжают привлекать друг друга. Однако мир взрослых, странный и загадочный, постоянно пытается их разлучить.
"Чужие письма" (1976), режиссер Илья Авербах
Фильм "Чужие письма" (1976), снятый режиссером Ильей Авербахом, представляет собой историю, знакомую и для современного зрителя — рассказ о токсичных отношениях между ученицей и учительницей, который мог бы быть экранизирован режиссерами вроде Пола Томаса Андерсона или Ноа Баумбака, если бы они снимали фильм на студии "Ленфильм" в эпоху оттепели. Молодая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) налаживает особые отношения с ученицей из своего класса Зиночкой (Светлана Смирнова). Зина, которая ранее училась в школе-интернате и выросшая в сложной семье, временно переезжает жить к учительнице, чтобы Вера Ивановна могла показать ей другой образ жизни на практике. По мере того как Зиночка все больше вливается в дом и рутину Веры Ивановны, она начинает устанавливать свои правила.
Смотреть художественный фильм "Чужие письма" (1976), режиссер Илья Авербах
Этот фильм стал результатом плодотворного творческого союза между Ильей Авербахом и Наталией Рязанцевой. Рязанцева известна многим как "мастер бессюжетного кино", и она признает, что больше всего в ее сценариях ее интересует конфликт, а не сам сюжет. В "Чужих письмах" она создала противопоставление чувствительной, интеллектуальной героине и нахальной Зинки Бегунковой. Образ последней, выразивший безобразие догматического социализма через хрупкое лицо девятиклассницы, стал одним из самых запоминающихся в творчестве этой сценаристки.
«В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), режиссеры Эрнест Ясан, Николай Лебедев
«В моей смерти прошу винить Клаву К.» - замечательный советский фильм о первой любви, который был снят в 1979 году под режиссерским руководством Николая Лебедева и Эрнеста Ясана по повести Михаила Львовского. Темы первой любви, взросления, утраты и страданий всегда занимали важное место в кинематографе, но этот фильм по-настоящему уникален! Восхищает то, как в нем отображено взросление любви - от желудей в детсадовской группе, до печали и разочарования.
Смотреть художественный фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), режиссеры Эрнест Ясан, Николай Лебедев
Главный герой, мальчик по имени Серёжа, чья жизнь во многом напоминала жизнь других подростков в СССР, с возрастом осознает, что его чувства к привлекательной и популярной девочке по имени Клава становятся настоящим испытанием. Жизнь полна неожиданностей, и никто не обещал, что она будет легкой, однако все происходит к лучшему, и важно верить в это!
Хотя акцент в фильме сделан на переживаниях Сергея Лаврова, стоит выделить, что Таня, изначально считавшаяся "гадким утёнком" и со временем выросшая в красивого лебедя, представляет собой один из самых сильных персонажей в картине. Живя в тени подруги с самого детства, она бережно хранит свою любовь к Сергею, и, несмотря на потерю матери в раннем возрасте, идет через жизненные трудности стойко, оставаясь верной своим чувствам. Ее сила и самоотверженность часто остаются в тени, но именно такие герои заслуживают особого внимания.
Однозначно стоит выразить благодарность режиссерам и сценаристам фильма за выдающуюся работу. Отдельное спасибо за великолепный саундтрек к фильму.
"Остров сокровищ" (1982), режиссер Владимир Воробьёв
"Остров сокровищ" - советский трехсерийный телефильм, снятый по одноименному роману Р. Л. Стивенсона, является третьей в серии советских экранизаций данного произведения после фильмов 1937 и 1971 годов. Фильм был снят режиссером Владимиром Воробьёвым на киностудии «Ленфильм».
Смотреть художественный телефильм "Остров сокровищ" (1982), режиссер Владимир Воробьёв
Трехсерийная лента режиссера Владимира Воробьева считается одной из наиболее точных экранизаций книги Стивенсона, особенно в контексте отечественного кинематографа. Единственные изменения от оригинала происходили в сценах, где сценаристы решили немного уклониться от текста романа с целью придания большей кинематографической динамики своему произведению.
Замысел режиссера Владимира Воробьёва по созданию экранизации "Острова сокровищ", как он сам отмечал, носил характер давней идеи:
"Пацаны" (1983), режиссер Динара Асанова
"Пацаны" - советская драма 1983 года от режиссёра Динары Асановой по сценарию Юрия Клепикова, представляет собой произведение, которое не поддается простому определению фильма. Называть данное кинопроизведение фильмом, на мой взгляд, даже как-то обесценивать его. За эти полтора часа нам показывают историю, произошедшую в действительности, тогда, но не сейчас... С тех пор, за почти 40 лет, много воды утекло, разбилась страна, народ, люди пережили непростые времена, мы практически разучились разговаривать друг с другом... Как сказал герой одного из фильмов Данелии, самое плохое в человеке это равнодушие. В этом фильме есть как минимум один неравнодушный Человек.
Смотреть художественный фильм "Пацаны" (1983), режиссер Динара Асанова
Валерий Приёмыхов, исполнивший роль 'Паши', заслуживает монументального признания за свое исполнение. Он стал отправной точкой не только для персонажей, но, вероятно, для каждого зрителя, бегущего в конце фильма, пусть не ногами, но душой за ним, и плачущего под замечательную финальную песню. Картина прекрасной женщины Динары Асановой о "настоящих мужиках" навсегда останется в памяти, и я надеюсь каждый захочет посмотреть этот фильм не единожды.
Динаре Асановой удаётся глубоко понимать подростков, и иногда сложно описать, в чем именно здесь секрет. По моему мнению, она сама в сердце осталась подростком и, несмотря на свой возраст и жизненные трудности, она способна проникнуть в сущность подростковой проблематики. Начав ее с фильма "Не болит голова у дятла", потом отойдя от этой проблемы, она раскрыла её, наверное, в своём лучшем фильме – «Пацаны». В этой картина, самое начало которой пронизано элементами документалистики, рассказывает историю множества непростых ребят, которым все равнодушны, будь то родители, учителя или общество в целом. В истории Володи Киреева (Андрея Зыкова), живущего с отцом-алкоголиком и сестрой, нет никакого подтекста о том, каким стать, если заниматься вредными привычками. Здесь идет речь о том, что в любой сложной ситуации важно оставаться человеком.
Спасибо авторам фильма за его честное повествование и глубокое вовлечение в проблематику, затронутую в картине. К сожалению, подобных кинокартин уже не создают не на Ленфильме, не в российском кинематографе.
Комментариев 0