Фильм "Брат" Алексея Балабанова: история создания и новизна
Когда в далеком 1997 году состоялась премьера фильма "Брат" в петербургском Доме кино, критик Сергей Добротворский предсказал, что фильм станет "главным событием страны". Предсказание оказалось справедливым: образ Данилы Багрова, созданный Алексеем Балабановым, стал неотъемлемым символом постсоветского пространства, а его взаимодействие с реальностью до сих пор вызывает множество вопросов. Давайте рассмотрим, как создавался этот культовый сюжет в 90-х годах и какое влияние он оказывает на современное общество по сей день.
Миры музыкальный и бандитский
Балабанов не раз рассказывал, что идея "Брата" возникла из его желания объединить в одном фильме бандитов и музыкантов:
Подобно Квентину Тарантино, который придавал музыке в его фильмах ведущую роль, Балабанов также тщательно подбирал подходящий саундтрек к своим картинам. Для "Брата" выбор пал на группу "Наутилус Помпилиус", вокалистом которой был Вячеслав Бутусов, с которым режиссер познакомился еще в Свердловске. Кроме того, в съемках также приняли участие музыканты из группы "Аквариум", вокалистка Настя Полева и Сергей Чиграков из группы "Чиж и Со." - именно к ним Данила случайно попадет на день рождения.
Смотреть художественный фильм "Брат" (Россия, 1997), режиссёр Алексей Балабанов
Видео: художественный фильм "Брат" (Россия, 1997), режиссёр Алексей Балабанов
Балабанов приписывал большое значение музыке в своих фильмах, она помогала передать не только настроение и эмоции, но и добавляла глубину и атмосферность сценам. Отбор музыкальных композиций проходил тщательно, и группа "Наутилус Помпилиус" оказалась идеальным выбором для "Брата", создавая особую музыкальную палитру, сочетающую различные эмоции и настроения.
Взаимодействие Балабанова с музыкантами в процессе съемок также оказало влияние на фильм. Их участие создавало неповторимую динамику и энергию, а также добавляло уникальность картины благодаря таланту и харизме музыкантов.
"Брат" стал не только фильмом о бандитском мире и жизни обычных людей в постсоветской России, но и глубоким портретом времени и эпохи, где музыка играла важную роль. Балабанов смог создать уникальную синергию между кино и музыкой, что помогло ему передать свои идеи и эмоции через экран и увлечь зрителей на протяжении многих лет.
Сергей Бодров-младший
По словам жены режиссера, художницы по костюмам Надежды Васильевой, Алексей Балабанов писал сценарий для "Брата" на своей даче и уже заранее представлял, какой он должен быть. Некоторые актеры были утверждены "заочно", включая Светлану Письмиченко, которая сыграла в "Замке", и Виктора Сухорукова, уже известного благодаря своей роли в "Счастливых днях". Однако, по словам продюсера Сергея Сельянова, всё окончательно сложилось, когда в 1996 году Балабанов познакомился с Сергеем Бодровым-младшим, который стал ключевой фигурой и в его фильмах, и в его жизни.
Позже Балабанов неоднократно подчеркивал, что без Бодрова "Брат" бы не увидел свет - он идеально подошел для роли Данилы Багрова.
«Догма» Балабанова
Фильм был снят в условиях абсолютного отсутствия финансовых средств: вся съемочная группа практически работала бесплатно, рассчитывая на прибыль от кассовых сборов. В то время "Брат" стал частью амбициозного проекта малобюджетного кино, созданного студией "Л-Фильм" под руководством Сергея Ливнева, автора сценария к "Ассе" (1987).
Интересно, что основные принципы этого проекта перекликаются с манифестом "Догма-95", идеологами которого были Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Согласно правилам "Догмы", истории должны быть реалистичными, съемки должны проходить в естественных условиях, нельзя использовать специально созданные декорации. Именно с этими принципами был разработан фильм Балабанова. Таким образом, "Брат" стал первым полнометражным фильмом, снятым на средства независимой студии STV, которую Балабанов и Сельянов основали в 1992 году. В итоге на съемки было потрачено около 20 тысяч долларов.
Студия "Л-Фильм" и их поддержка малобюджетного кино вместе с идеями "Догмы-95" открыли новые пути для российского кинематографа и позволили молодым и амбициозным режиссерам реализовывать свое творчество в условиях финансовых ограничений. Фильм "Брат" стал символом этого духа независимости и выдержки, превратившись в настоящую культовую ленту и одну из самых успешных картин отечественного кино.
С миру по нитке
В съемках фильма "Брат" главной локацией был город Санкт-Петербург. Команда сняла сцены на Андреевском рынке, Смоленском кладбище, Сенной площади, а также в клубах "Гора" и "Нора", и даже использовала первый "Макдональдс" на Петроградской. Вся эта мозаика мест помогла максимально передать задуманную режиссерскую концепцию в существующих условиях, хотя приходилось прибегать к творческому подходу: у команды не было достаточно пленки и подходящего декора.
«... Иностранцы снимали «Анну Каренину». Они уехали, и мне говорит один знакомый: "Серега, тебе не нужна пленка?" Американцы оставили – коробки вскрыты, но замотаны. <...> Пленка оказалась хорошая, свежая – "Кодак", никаких проблем с ней не было. <...> Кто имел машину – возил на машине. По квартирам знакомых снимали. У меня была какая‑то своя световая аппаратура. Гримерши сосиски с картошкой варили на обед…».
Одежду, которую носили актеры, также приходилось собирать "с миру по нитке". Например, знаменитый свитер главного героя был приобретен Васильевой на барахолке за 40 рублей. Это позволило достичь ощущения реальности и создать аутентичные образы персонажей в фильме.
Несмотря на ограниченные ресурсы, команда сумела справиться с трудностями и превратить съемки в особое киноискусство. Такой подход, основанный на креативности и умении работать в условиях ограниченного бюджета, стал отличительной чертой фильма "Брат". Этот фильм не только стал продолжением новаторства российского кино, но и стал вехой в карьерах Алексея Балабанова, актеров и всей команды, а также в истории российской кинематографии.
Дорога уходит в безвестность
Съемки фильма "Брат" продолжались всего 31 день. Во время монтажа остался один финальный эпизод, в котором требовалось снять сцену с дальнобойщиком. Однако актеры не обладали навыками управления грузовиками, и игра каскадеров, выбранных Балабановым, не соответствовала его ожиданиям. В такой ситуации режиссер решил сам взять на себя роль водителя фуры. Оператор Астахов, одновременно являющийся владельцем грузовика, согласился дать ему возможность сесть за руль, когда узнал, что они родились в один и тот же день и год.
Международный успех
Успех фильма "Брат" был колоссальным, вызвавший огромный отклик у аудитории. Для последнего поколения советского кинематографа, российское кино еще не представляло значимости, и именно балабановская драма сумела проникнуть к зрителю. Журналист и автор книги о Алексее Балабанове, Мария Кувшинова, вспоминает о первом показе "Брата" в кинотеатре "Аврора" в Петербурге:
"Брат" был удостоен Гран-при кинофестиваля "Кинотавр" и награды "Ника" в номинации "Лучший фильм". Фильм был показан во внеконкурсной программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, и зал несколько минут бурно аплодировал в знак признания.
Универсальный вопрос
Почему же фильм вызвал такой резонанс? Фильм "Брат" Балабанова оказался в точности актуальным для своего времени. Багров ступил на сцену в роли "русского супермена", пародоксального героя, который убивает людей ради иллюзорной идеи, насаждаемой преданным десятилетием и безнравственной средой. С одной стороны, инфантилизм, жестокость и насилие, с другой – специфическая человечность, наивность и стремление к справедливости. Такая амбивалентность героя дополняется его обаянием и наивной простотой, которые легко романтизируют образ провинциального убийцы.
"Брат" - это неудобное и прямолинейное заявление. Балабанова обвиняли в антисемитизме, а фильм относили к категории "поверхностных работ талантливого режиссера". Тем не менее, работа оказалась универсальной.
Эмма Браун, студентка Йельского университета, в своей статье "Брат" и другие: взгляды американцев на Балабанова" (опубликована 18.05.2015 в журнале "Сеанс"), утверждает:
«Брат» спустя почти 30 лет
Брат» Балабанова уже стал классикой отечественного кинематографа, но его значение не ограничивается только историческим контекстом. Фильм остается актуальным и сегодня, ибо в нем мы видим отражение не только недавнего прошлого, но и некоторых проблем и вызовов современного общества.
«...По прошествии двадцати лет вдруг выяснилось, что в этом популярнейшем фильме несгибаемым носителем стройной моральной системы оказывается кладбищенский фрик – Данила же рядом с ним выглядит растерянным мальчиком. Всей страной принять за супермена вчерашнего подростка, трагически обреченного на ошибочный путь, – вот это аберрация так аберрация. <...> Автор, как и его герой, знает, что не будет услышан, по крайней мере, сейчас; к чему же он призывает? К отказу от соблазна власти и от дискурса власти вообще – в том числе и от биологической власти убийцы над жертвой. К отказу от хватательного рефлекса, одинаково присущего вору, насильнику и имперцу, желающему захватить и удержать любой ценой. Он призывает не искать, в чем сила, – это призыв к спасительной слабости».
Таким образом, фильм «Брат» остается актуальным и вносит свой вклад в общественную дискуссию о правде, справедливости и том, как мы выбираем свою судьбу. Он напоминает нам, что наши поступки имеют значение, и даже в мире, где преобладает насилие и коррупция, всегда есть место для человечности и мудрости.
Комментариев 0