История съемок фильма «Солярис» Андрея Тарковского: Уникальные техники и музыкальная гениальность
13 мая 1972 года, на международном кинофестивале в Каннах состоялась премьера научно-фантастической драмы «Солярис», созданной выдающимся режиссером Андреем Тарковским по произведению Станислава Лема. Эта захватывающая и удивительная история рассказывает о загадочной планете, где нравственные принципы становятся ключом к пониманию своего внутреннего "Я". Тарковский воспользовался необычными художественными решениями во время съемок, чтобы передать глубину и сложность человеческой природы. Давайте рассмотрим процесс создания этого культового фильма, который стал вехой в истории советского и мирового кинематографа, пролив свет на суть Человека и его взаимодействие с таинственным Океаном.
Главная идея фильма
Главной идеей фильма было привлечь внимание широкой аудитории. Андрей Тарковский заявил в 1968 году, что его намерение состоит в создании киноленты, которая будет интересна и понятна массовому зрителю. Цензоры были в некоторой степени знакомы с произведением польского фантаста, так как оно рассказывало историю о космонавтах и разговорчивой планете, и они одобрили финансирование фильма "Солярис" на сумму одного миллиона рублей. Таким образом, в 1971 году, после пяти лет мучительного ожидания, начались съемки одного из самых амбициозных проектов режиссера.
Смотреть онлайн художественный фильм «Солярис» (СССР, 1972), режиссер Андрей Тарковский (1 серия)
Видео: художественный фильм «Солярис» (СССР, 1972), режиссер Андрей Тарковский (1 серия)
Однако первоначальный сценарий, написанный Тарковским в соавторстве с Фридрихом Горенштейном, не удовлетворил ни киностудию "Мосфильм", ни самого писателя. У киностудии возникли вопросы, прежде всего, со стороны цензурного комитета, и режиссер оперативно внес необходимые изменения. Что касается Станислава Лема, то на протяжении всего процесса съемок возникали споры и разногласия в отношении толкования его произведения. В первоначальной версии сценария значительная часть сюжета разворачивалась на Земле, что противоречило основной идее Лема — показать сложность космических контактов. Тем не менее, финальная версия сценария также не удовлетворила Лема. В своей работе Тарковский поставил в центр внимания не космос, науку и логику, а мораль, эмоции и спасительную тоску по родной земле. Вот как сам режиссер описывал это:
Именно здесь заключается основное отличие между фильмами "Солярис" и "Космическая Одиссея" Стэнли Кубрика, снятыми в несколько лет ранее, в 1968 году. Кубрик сфокусировался на представлении будущей технологии, которая олицетворяет разум человека, в то время как Андрей Тарковский уделяет внимание самому человеку в условиях, созданных этой технологией.
Смотреть онлайн художественный фильм «Солярис» (СССР, 1972), режиссер Андрей Тарковский (2 серия)
Видео: художественный фильм «Солярис» (СССР, 1972), режиссер Андрей Тарковский (2 серия)
О поиске актёров
При подборе актеров режиссер руководствовался принципом максимальной схожести между актером и персонажем, поэтому даже в начальной сцене научного симпозиума были задействованы настоящие иностранцы. Однако, хотя поиск основных героев проходил успешно (включая Донатаса Баниониса, который сыграл Криса Кельвина, Юрия Ярвета (Снаута), Владислава Дворжецкого (Анри Бертона) и постоянных актеров Тарковского Николая Гринько (Ник Кельвин) и Анатолия Солоницына (Сарториуса)), для роли Хари, которая занимает центральное место в сюжете, режиссеру долго не удавалось найти подходящую актрису. В числе претенденток были Биби Андерссон, муза Бергмана, Анастасия Вертинская, Алла Демидова и, наконец, восемнадцатилетняя Наталья Бондарчук. Тарковский окончательно выбрал Бондарчук лишь после того, как увидел ее в фильме Ларисы Шепитько "Ты и я" – хотя это уже был их второй вариант сотрудничества.
К слову, именно от Натальи Бондарчук, когда она была еще подростком, Тарковский получил копию романа Лема, который он долгое время ждал и, так сказать, "стоял за ним в очереди".
Начало съемок
При вспоминании о первом дне съемок "Соляриса", киновед Ольга Суркова не раз отмечала:
Стоит отметить, что фильм не был полностью снят в студиях и на построенных декорациях. Среди мест съемок был и футуристический пейзаж Токио, куда съемочная группа отправлялась на несколько дней, чтобы снять сцены с тоннелями скоростных дорог. Интересно, что Андрей Тарковский узнал о таких дорогах, когда увидел буклеты об Олимпиаде 1964 года, которая проходила в Японии. Кроме того, отдельные сцены были сняты в Крыму и Звенигороде, где на берегу реки Руза было найдено живописное место для дома главного героя.
Фильм одного дубля
Андрей Тарковский поставил перед оператором Вадимом Юсовым и художником картины Михаилом Ромадиным сложные задачи, стремясь к максимальной достоверности в каждом кадре. Одной из первоначальных трудностей была ограниченность пленки Kodak. Так как у фильма "Солярис" был только один дубль, каждый эпизод требовал тщательной подготовки, а съемки должны были проходить с первой попытки. Тем не менее, съемочная группа смогла запечатлеть на пленке желаемую "теплую" фактуру Земли, которая казалась в противоречии с более искусственной, тусклой фактурой "Соляриса".
Принципиальная позиция режиссера заключалась в том, чтобы не отвлекать внимание зрителей специальными "фантастическими" атрибутами. Быт научных работников на космической станции должен был быть знакомым глазу, не экзотичным:
Заслуживает отдельного внимания библиотека в фильме "Солярис" - место, где разворачиваются все ключевые сцены, и где земная жизнь находит свое место в космическом пространстве. Здесь собрано наследие материальной цивилизации - от произведений Венеры Милосской до копий картин Питера Брейгеля-старшего. Интересно отметить, что Тарковский использовал влияние живописи для создания визуальной атмосферы фильма. Например, сцена, в которой Крис Кельвин прощается с Землей под дождем, является отсылкой к работам художника Витторе Карпаччо, представителя раннего итальянского Возрождения, а заключительная сцена встречи с отцом является прямым отсылкой к полотну Рембрандта "Возвращение блудного сына".
Андрей Тарковский также придавал важность внешнему облику персонажей, придерживаясь требований достоверности. Так вспоминает художница по костюмам Нелли Фомина:
Съемка сцены самоубийства главной героини оказалась одним из самых сложных моментов для операторской группы.
Помимо тяжелого грима, на Наталье Бондарчук был надет костюм «замороженной» героини, и во время подготовки к съемке актриса безмолвно лежала на полу. Создание этой сцены добавило напряжения к уже сложным отношениям между Юсовым и Андреем Тарковским, которые постоянно спорили о визуальном оформлении кадра.
Декорации и спецэффекты
Фото: Кадр со съемок фильма «Солярис», 1971 год. Эпизод «Зеркальная комната», впоследствии вырезанный Тарковским из-за «излишней красивости»
Декорации и спецэффекты фильма занимали значительное пространство и создавались совместно с заводом ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов). Они занимали самый большой павильон студии. Среди декораций была библиотека, стартовая площадка космического корабля, полукольцо станции и фантастическая зеркальная комната. Однако последняя была исключена из фильма из-за несоответствия единому стилю фильма, выбранному Андреем Тарковским. Ракета, представленная в фильме "Солярис", была взята с военного полигона, но её дизайн был доработан в стиле художников-супрематистов. Взлет ракеты достигался путем подъема на тросах вручную.
Масштаб декораций впечатлил японского режиссера Акиру Куросаву, который впервые приехал в СССР:
Для создания эффекта "приближения" к станции над Океаном потребовался инфраэкран, чтобы обеспечить плавное движение камеры без какого-либо дрожания.
Главным спецэффектом фильма "Солярис" был океан, который был создан с помощью комбинированной съемки. Однако съемочной группе пришлось тщательно работать над мельчайшими деталями, чтобы достичь микроскопической текстуры объектов. По словам Юсова, океан был "создан" в тазу на столе. После долгих поисков нужных химических ингредиентов, которые обеспечили бы нужный цвет и текстуру, была выбрана смесь алюминиевых опилок и соляной кислоты.
Голос Океана
Голос Океана прозвучал благодаря уникальному саунд-дизайну композитора Эдуарда Артемьева, который является пионером и признанным лидером советской электронной музыки. Андрей Тарковский особенно пригласил его для создания музыкального сопровождения фильма. Звуковое сопровождение в фильме было разделено на звуки природы Земли и полифонию космического мира, включающую оркестровую музыку, хор, колокола и синтезаторную музыку.
Однако главным мотивом фильма "Солярис" стала фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха, обработанная Артемьевым. Каждое нестандартное звуковое решение имело задачу подчеркнуть нужный смысловой оттенок каждого эпизода.
Комментариев 0