Первые дни войны: советские и российские фильмы, описывающие события 1941 года
Фильмы о Великой Отечественной войне начали снимать задолго до окончания конфликта - в 1943 году вышел фильм "Два бойца", а в 1944 году - "Зоя". Обе картины рассказывали о самом тяжелом периоде войны: в "Двух бойцах" шла речь об обороне Ленинграда осенью 1941 года, а "Зоя" повествовала о подвиге комсомолки Зои Космодемьянской в битве под Москвой. Фильмы о войне продолжали снимать и после Победы, не только высокопафосные, такие как "Падение Берлина" или "Сталинградская битва" 1949 года, но и очень жизненные и трагичные, например, "Молодая гвардия" Сергея Герасимова или "Звезды", основанные на повести Эммануила Казакевича, которая лежала без движения на полке целых три года.
Однако снимать фильмы о начале Великой Отечественной войны кинематографисты долгое время не решались. Дело в том, что прошедшая война сильно отличалась от того, что было показано в фильмах конца 1930-х годов, таких как "Если завтра война" и "Эскадрилья № 5", где советские войска громили противника сразу после его вторжения. Однако книги писателей-фронтовиков постоянно издавались, и к середине 1950-х годов настало время создания фильмов о страшном для нашей Родины 1941 годе.
«Бессмертный гарнизон» (СССР, 1956), режиссеры Захар Аграненко и Эдуард Тиссэ
Константин Симонов написал сценарий этого фильма после первых публикаций, посвященных подвигу защитников Брестской крепости, которые были атакованы фашистами 22 июня 1941 года. Писатель Сергей Смирнов еще не завершил свои исследования; его книга была опубликована только в 1957 году и помогла сохранить память о многих героях, погибших или попавших в плен. В связи с этим режиссеры Захар Аграненко и Эдуард Тиссэ использовали вымышленные имена для защитников крепости в фильме. Например, прототипом майора Батурина (сыгранный Василием Макаровым) был майор Петр Гаврилов, который командовал гарнизоном Восточного форта; по результатам исследования Смирнова Гаврилов был удостоен звания Героя Советского Союза. В истории нашей страны оборону Брестской крепости показывали в фильмах еще дважды: эпизод был вложен в эпопею Юрия Озерова "Битва за Москву" (снята в 1985 году), а в 2010 году вышел фильм Александра Котта "Брестская крепость", где все герои носили реальные имена.
«Живые и мертвые» (СССР, 1964), режиссер Александр Столпер
"Живые и мертвые" (СССР, 1964) - один из выдающихся фильмов о первом периоде Великой Отечественной войны, экранизация первой части романа Константина Симонова. Главным героем является корреспондент армейской военной газеты Иван Синцов (сыгранный Кириллом Лавровым), который в начале войны пытается вернуться в свою часть, расположенную на западной границе СССР. Однако территория уже находится под контролем немецких войск, и Синцов оказывается среди отступающих подразделений, проходит через два окружения и знакомится с комбригом Серпилиным (сыгранным Анатолием Папановым), который решает не уступать перед врагом. Фильм завершается контрнаступлением под Москвой в декабре 1941 года; позже режиссер Александр Столпер снимет экранизацию продолжения романа Симонова - в 1967 году выйдет фильм "Возмездие".
«Город под липами» (СССР, 1971), режиссер Алоиз Бренч
Советский и латвийский режиссер Алоиз Бренч прославился на весь Советский Союз в 1980 году после премьеры фильма "Долгая дорога в дюнах". Однако тему немецкой оккупации Прибалтики он затронул десятью годами ранее - "Город под липами" рассказывает о прорыве подразделений Красной армии из окруженного немцами города Лиепая. Фильм был снят на Рижской киностудии, в нем сыграли Леонид Неведомский, Вячеслав Шалевич, Николай Крюков и другие актеры. Однако сегодня, возможно, это произведение вспоминают больше по песне "Крестики-нолики", авторами которой являются композитор Вениамин Баснер и поэт-песенник Михаил Матусовский.
«Долгие версты войны» (СССР, 1975), режиссер Александр Карпов
У режиссера Александра Карпова не так много работ в кинематографе, но значительная часть его творчества связана с военной тематикой, учитывая его собственный опыт войны. Одним из его поздних фильмов является своеобразная эпопея, напоминающая фильмы Юрия Озерова. Три серии "Долгих верст войны" охватывают события 1941, 1943 и 1945 годов, сюжеты которых основаны на произведениях писателя-фронтовика Василя Быкова. Первая часть, названная "Журавлиный крик", разворачивается в августе 1941 года. Потрепанный жестокими боями батальон Красной армии получает приказ защищать железнодорожную станцию до прибытия подкреплений. Один взвод, состоящий всего из шести бойцов, остаётся у переезда. Во время боя часть батальона вынужден отступить, прикрывая отход товарищей бойцы оказываются в окружении, и вынуждены удерживать оборону на рубеже целые сутки; лишь один выживший солдат готовится отражать последнюю атаку под крики журавлей.
«22 июня, ровно в 4 часа» (Россия, 1992), режиссер Борис Галкин
"22 июня, ровно в 4 часа" (Россия, 1992) - фильм, начатый на "Ленфильме" Борисом Галкиным еще в период СССР, но выпущенный уже в независимой России. Галкин, хотя и известен больше как актер, имеет в своем творчестве несколько значимых режиссерских работ, включая эту картину, получившую название от известной военной песни, адаптация лирической песни "Синий платочек". Фильм Галкина скорее лирический - здесь нет непосредственно военных сцен, а рассказывается история капитана Василия Брагина (сыгранный Сергеем Паршином), который в июне 1941 года отправляется в отпуск в Ленинград, к своей семье, и оказывается в городе именно 22 июня в 4 часа утра.
Комментариев 0