Уильям Шекспир: Великий драматург и его вечные произведения, живущие в мировом кинематографе
Уильям Шекспир, великий национальный поэт Англии и один из самых знаменитых драматургов в истории. Фамилия Шекспир само по себе переводится как "потрясающий копьем", что символично отражает его творчество. Всего Шекспир оставил после себя 38 пьес, 154 сонета, 4 поэмы и 3 эпитафии (плюс множество произведений, приписываемых ему). Его пьесы продолжают покорять сцены театров по всему миру уже несколько веков (согласно подсчетам Forbes, ежедневно в мире ставят более 120 спектаклей, основанных на его произведениях). Но что насчет кинематографа? В этой статье мы собрали несколько прекрасных и атмосферных экранизаций произведений Уильяма Шекспира мировом кинематографе, где оживают искренние страсти, характерные для его творчества.
Шедевры Григория Козинцева: художественные фильмы «Гамлет» (СССР, 1964) и «Король Лир» (СССР, 1970)
Искусство кино перенесло произведения Уильяма Шекспира на новый уровень. Григорий Козинцев, режиссер исключительного таланта, создал две из лучших киноверсий произведений Шекспира: "Гамлет" (1964) и "Король Лир" (1970). В фильме "Гамлет" главную роль магистрально исполнил легендарный советский актер Иннокентий Смоктуновский, и его интерпретация Гамлета по сей день считается одной из лучших в истории. На него восхищались такие режиссеры, как Франко Дзеффирелли, создавший свою версию "Гамлета" в 1990 году с Мэлом Гибсоном, и Майкл Алмерейда, снявший "современную" версию "Гамлета" в 2000 году с Итаном Хоуком и Кайлом МакЛахленом.
Смотреть онлайн художественный фильм «Гамлет» (СССР, 1964), режиссер Григорий Козинцев
Удивительно, как Козинцеву удалось уместить театральные произведения, написанные более двух веков назад, в кинематографический формат. Его фильмы идеально передают атмосферу Шекспировских трагедий, обладают динамикой и затягивают зрителя своим напряжением, избегая излишней театральности, которая часто присутствует в текстах пьес. Великолепные актеры, такие как Иннокентий Смоктуновский в "Гамлете" и Олег Даль в роли шута в "Короле Лире", восхитительно справились с ролями. Кроме того, режиссер сохранял почтение к литературному наследию: оба фильма были основаны на переводе Бориса Пастернака (Козинцев настаивал на использовании именно этого перевода), а Самуил Маршак лично работал над текстами песен шута в "Короле Лире" по просьбе режиссера.
Смотреть онлайн художественный фильм «Король Лир» (СССР, 1970), режиссер Григорий Козинцев
Художественный фильм «Венецианский купец» (Великобритания, 2004), режиссер Майкл Редфорд
Художественный фильм "Венецианский купец" (Великобритания, 2004) режиссера Майкла Редфорда поражает не только своим мастерством и интересными режиссерскими решениями, но и выдающейся игрой Аль Пачино. В этой экранизации Майкл Редфорд целенаправленно подчеркнул драматический аспект произведения, а не его комедийную сторону, акцентируя внимание на религиозном и национальном шовинизме. Особенно ярко это проявляется в исполнении Аль Пачино, который с огнем в сердце и глазах воплощает образ еврейского купца Шейлока. На фоне его выдающейся игры, кажется, что "главные" герои Антонио (Джереми Айронс) и Бассанио (Джозеф Файнс) угасают, оставаясь в тени. Даже остальные актеры кажутся незначительными, когда камера приближается к Пачино и он произносит свои монологи. Интересно отметить, что сам актер ранее исполнял роли в пьесах Шекспира в театре, что помогло ему легко вжиться в роль Шейлока, к которой он давно стремился. Пачино также был впечатлен тем, что Редфорд придал пьесе свою собственную, современную интерпретацию, выделив определенные моменты. По словам актера, это еще раз доказывает вечность произведений Шекспира.
Смотреть онлайн художественный фильм «Венецианский купец» (Великобритания, 2004), режиссер Майкл Редфорд
Художественный фильм "Ран" (Япония, 1985), режиссер Акира Куросава
Художественный фильм "Ран" (Япония, 1985) режиссера Акиры Куросавы является одним из последних фильмов жанра дзидайгэки (японская историческая костюмированная драма), снятых Акирой Куросавой. В этом фильме Куросава умело сочетает легенду японского даймё (феодала) Мори Мотонари и пьесу "Король Лир" Уильяма Шекспира. Вообще, творчество Куросавы построено на объединении кинематографических традиций Востока и Запада. Сам режиссер утверждал, что начал работу над "Раном" вдохновленным историей Мотонари, и только в процессе обнаружил определенные параллели с "Королем Лиром". Обе истории рассказывают о стареющем главе семьи, который должен разделить свое наследство между своими детьми (у Мотонари - три сына, у Короля Лира - три дочери). Куросава говорил: "Я не являюсь специалистом по Шекспиру. Я просто восхищаюсь его творчеством. Если вы процитируете мне какую-то строку из его произведений, мне, к сожалению, будет сложно сказать, относится ли она к "Ромео и Джульетте" или к "Королю Лиру". За исключением, конечно, очень известных фраз, которые знают все".
Смотреть онлайн художественный фильм "Ран" (Япония, 1985), режиссер Акира Куросава
Интересно отметить, что "Ран" не был единственным фильмом Акиры Куросавы, вдохновленным Уильямом Шекспиром. Например, яркий фильм "Трон в крови" (1957) («Паучье логово») основан на пьесе "Макбет" и перенесен в средневековую феодальную Японию, а в фильме "Плохие спят спокойно" (1960) можно заметить определенное сходство с "Гамлетом".
Художественный фильм «Сон в летнюю ночь» (1999), режиссер Майкл Хоффман
Художественный фильм "Сон в летнюю ночь" (1999) режиссера Майкла Хоффмана был принят зрителями с восторгом. В этой картине с Мишель Пфайффер и Рупертом Эвереттом прекрасно сочетаются харизма и обаяние актеров, фантастически красивые и волшебные декорации, на фоне которых разворачивается романтический сюжет. Перенесение событий из древних Афин в Италию XIX века также добавляет особую прелесть произведению. Главные герои, итальянские аристократы, любовники и актеры, отправляются на новомодном велосипеде каждый со своими мотивами в волшебный лес, где разгорается любовная битва между королем фей Обероном (Эверетт) и его женой Титанией (Пфайффер). В фильме появляется хитроумный плут Пак (Стэнли Туччи) с любовным зельем, а также речные нимфы и сатиры, которые проводят свои ночи в волшебных барах. Это удивительная и волшебная сказка, но не для детей.
Смотреть онлайн художественный фильм «Сон в летнюю ночь» (1999), режиссер Майкл Хоффман
Художественный фильм "Ромео + Джульетта" (США, 1996), режиссер Баз Лурман
Художественный фильм "Ромео + Джульетта" (США, 1996) режиссер База Лурмана вызывает у зрителей сильные эмоции - от восторга до гнева, и до сих пор становится предметом споров о свободной интерпретации произведений Шекспира (каждый решает для себя). Фильм База Лурмана с Леонардо ДиКаприо и Клэр Дейнс является, пожалуй, самой известной экранизацией этой знаменитой пьесы английского драматурга. Режиссер превратил Верону в современный мегаполис, а мечи и рапиры заменил на кольты и парабеллумы, а главных героев сделал представителями "золотой" молодежи. Однако оригинальные стихи Шекспира были максимально бережно переданы в этой экранизации - насколько это было возможно для такой адаптации.
Смотреть онлайн художественный фильм "Ромео + Джульетта" (США, 1996), режиссер Баз Лурман
Для тех, кому покажется, что Лурман взял на себя слишком много свободы, может понравиться очаровательная классическая экранизация "Ромео и Джульетты" Франко Дзеффирелли 1968 года. Леонард Уайтинг и Оливия Хасси, исполняющие главные роли, считаются одной из самых прекрасных пар "Ромео и Джульетта" на экране.
Художественный фильм "Укрощение строптивой" (Италия, США, 1967), режиссер Франко Дзеффирелли
Художественный фильм "Укрощение строптивой" (Италия, США, 1967) режиссера Франко Дзеффирелли является одной из наиболее удачных экранизаций произведения Уильяма Шекспира. Элизабет Тейлор в роли своенравной Катарины и Ричард Бертон в роли обедневшего дворянина Петруччо нашли идеальное воплощение страстных героев. Фильм получил теплый прием как у критиков (был номинирован на несколько престижных кинонаград, включая BAFTA, "Золотой глобус" и "Оскар"), так и у зрителей. Несмотря на то, что "костюмированно-театральные" фильмы постепенно уступали место более современным и зрелищным лентам, "Укрощение строптивой" вызвал настоящий ажиотаж в первые недели американского проката.
Смотреть онлайн художественный фильм "Укрощение строптивой" (Италия, США, 1967), режиссер Франко Дзеффирелли
Интересно отметить, что существует также советская версия фильма "Укрощение строптивой" (1961) режиссера Сергея Колосова, в которой главные роли исполнили Людмила Касаткина и Андрей Попов. Фильм Колосова отличается документальным вступительным эпизодом, где мы видим собрание театральной труппы и выступление театрального режиссера Алексея Дмитриевича Попова (архивная запись с 1937 года). Согласно одной из легенд о "Мосфильме", именно этот эпизод стал источником пародии в фильме "Берегись автомобиля", где руководитель народного театра, сыгранный Евгением Евстигнеевым, выступает с речью.
Художественный фильм "Отелло" (США, 1995), режиссер Оливер Паркер
Художественный фильм "Отелло" (США, 1995) стал началом режиссерской карьеры актера Оливера Паркера. В дальнейшем он снял еще несколько фильмов по произведениям Оскара Уайльда, таких как "Идеальный муж" (1999), "Как важно быть серьезным" (2002) и "Дориан Грей" (2009). В экранизации трагедии Уильяма Шекспира "Отелло" Паркер не стал экспериментировать со временем, а вместо этого тщательно переработал текст пьесы, чтобы она сохраняла свою захватывающую силу на большом экране, как и на театральной сцене. Подбор актеров на главные роли занял длительное время - кастинг продолжался полгода, так как финансирующие студии постоянно пытались ускорить начало съемок. В итоге Лоуренс Фишберн, Ирен Жакоб и Кеннет Брана сыграли главные роли - Отелло, Дездемона и Яго соответственно. Фильм, хотя и не принес огромной прибыли в прокате, вошел в число успешных экранизаций произведений Уильяма Шекспира.
Смотреть онлайн художественный фильм "Отелло" (США, 1995), режиссер Оливер Паркер
Художественный фильм "Много шума из ничего" (США, Великобритания, 1993), режиссер Кеннет Брана
Художественный фильм "Много шума из ничего" (США, Великобритания, 1993) режиссера Кеннета Брана заслуживает особого внимания. Кеннет Брана, известный своими экранизациями произведений Уильяма Шекспира, таких как "Генрих V" (1989), "Зимняя сказка" (1995), "Гамлет" (1996), "Тщетные усилия любви" (2000), "Как вам это понравится" (2006), создал захватывающую киноверсию комедии Шекспира "Много шума из ничего". Сам Брана переработал текст для экрана и взял на себя режиссерскую работу.
Смотреть онлайн художественный фильм "Много шума из ничего" (США, Великобритания, 1993), режиссер Кеннет Брана
Одной из особенностей фильмов Кеннета Браны по произведениям Шекспира является точное следование оригинальному тексту. Великий шекспировед Джеймс Лоэлин заметил, что при просмотре фильма возникает ощущение, будто это оригинальная комедия Шекспира, возрожденная на экране, сохраняющая свой шарм и обаяние. Брана также сумел собрать великолепный и слаженный актерский состав: помимо самого режиссера в роли Бенедикта, в фильме снялись Майкл Китон (Догберри), Кейт Бекинсейл (Геро), Эмма Томпсон (Беатриче), Киану Ривз (Дон Хуан, за что получил неоднозначные отзывы), Дензел Вашингтон (Дон Педро Арагонский), Роберт Шон Леонард (Клаудио), Имелда Стонтон (Маргарет) и другие выдающиеся актеры.
Также стоит отметить, что в СССР в 1983 году вышел музыкальный художественный фильм "Любовью за любовь", в котором Лариса Удовиченко и Леонид Ярмольник сыграли главные роли. Эта комедия очень понравилась советской публике, в том числе благодаря музыкальному сопровождению. Режиссер Татьяна Березанцева использовала в фильме композиции из одноименного балета Тихона Хренникова, который был поставлен в Большом театре в 1976 году.
Художественный фильм «Кориолан» (Великобритания, 2010), режиссёр Рэйф Файнс.
Художественный фильм "Кориолан" (Великобритания, 2010), режиссером которого является Рэйф Файнс, заслуживает поистине особого внимания. Трагедия "Кориолан" обычно остается менее известной, по сравнению с "Гамлетом" или "Макбетом", и долгое время считалась исключительно "театральной". Но в 2010 году актер Рэйф Файнс адаптировал эту пьесу для большого экрана и снял свой режиссерский дебют. Интересно отметить, что изначально он планировал предложить сценарий другому режиссеру, но так втянулся в проект, что решил самостоятельно взять на себя и роль главного героя и это стало его режиссерским дебютом.
Смотреть онлайн художественный фильм «Кориолан» (Великобритания, 2010), режиссёр Рэйф Файнс.
Разработка сценария для этого фильма заняла около 10 лет, начиная с того момента, когда Рэйф Файнс впервые исполнил роль Кориолана на сцене Лондона в 2000 году. С тех пор он мечтал о киноадаптации этой трагедии Шекспира. В своей версии Файнс сохраняет шекспировский стиль и сюжет, но переносит действие в современный мир, а именно в Сербию и Черногорию. В руках у героев Гая Кориолана (сыгранный самим Файнсом) и Тулла Авфидия (Джерард Батлер) эпохальные мечи заменены автоматами.
Это киношедевр показывает, насколько универсальны и актуальны произведения Шекспира, способные оставаться вдохновением для современной интерпретации. Рэйф Файнс смог привнести новый взгляд на "Кориолан" и создать фильм, захватывающий и современный, не утратив при этом ни шекспировского духа, ни атмосферы оригинальной пьесы.
Художественный фильм «Ричард III» (Великобритания, США, 1995), режиссёр Ричард Лонкрейн.
Художественный фильм "Ричард III" (Великобритания, США, 1995), режиссером которого является Ричард Лонкрейн, заслуживает особого внимания. В этой киноленте Иэн МакКеллен, известный своей ролью Гэндальфа, исполнил свою первую значительную роль в кино - героя Ричарда III. Он сам написал сценарий к фильму, опираясь на пьесу Шекспира с тем же названием.
Смотреть онлайн художественный фильм «Ричард III» (Великобритания, США, 1995), режиссёр Ричард Лонкрейн.
Действие фильма происходит не в XV веке, а в 30-е годы XX века, когда британская монархия оказалась в серьезном кризисе, страдая от распространения фашистских идей в Европе. Герой МакКеллена, герцог Глостерский, не желая уступать престол своему старшему брату, использует жестокие методы, чтобы искоренить законных претендентов на королевский трон и самому стать правителем, установив тоталитарную диктатуру. Фильм "Ричард III" снят в стиле британской ностальгической кинодрамы, и его сюжет следует классическим канонам американского гангстерского кино. Критики высоко оценили эту необычную и гипнотическую версию пьесы Шекспира, считая ее одной из самых захватывающих трактовок этого произведения. Однако, мнения шекспироведов разделились, так как не всем понравилось сочетание стиля Уильяма Шекспира с элементами гангстерского кино.
Комментариев 0