Пионеры кино: как братья Люмьер заложили основы жанров ужасов, комедии и фантастики
В 2025 году исполнится 130 лет с момента первого публичного платного показа фильма, организованного братьями Люмьер. 28 декабря 1895 года в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов в Париже зародилась величайшая форма искусства, которую мы по-прежнему обожаем.
Мы не будем углубляться в технические детали технологического прорыва, который совершили Люмьеры вслед за Томасом Эдисоном. Вместо этого мы хотим рассказать вам, как Огюст и Луи стали родоначальниками большинства популярных жанров, начиная от эксцентричных комедий и заканчивая настоящими ужастиками. А также предложим вам небольшой обзор их короткометражных фильмов, чтобы вы могли оценить творчество этих великих кинематографистов.
«Политый поливальщик» (1895) - первая кинокомедия
Кадр из фильма: «Политый поливальщик» (1895) - первой кинокомедии в истории кино
«Политый поливальщик» — это первый сюжетный фильм, созданный братьями Люмьер в 1895 году. Он стал основой для развития комедийного жанра и даже спустя столетие продолжает вызывать смех.
Озорной мальчишка, разыгрывающий несчастного поливальщика, не перестает вызывать улыбку! Одну из главных ролей в фильме исполнил садовник, служивший братьям Люмьер. Сюжет фильма был заимствован из популярных лубочных карикатур.
Фильм следует классической структуре в трёх актах: введение, развитие действия и развязка, в которой злодея ждёт заслуженное возмездие. Этот фильм стал настоящим хитом своего времени, вдохновив множество подражателей, а его реклама положила начало созданию первого постера в истории кинематографа.
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895) - первый фильм ужасов
Кадр из фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1895) - первого фильма ужасов
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» — фильм 1895 года, который часто называют первым фильмом ужасов в истории кинематографа. По легенде, он вызывал у зрителей такой ужас, что они в панике выбегали из кинозалов.
Этот фильм стал одним из самых известных произведений братьев Люмьер, о котором знают даже те, кто не видел ни одной другой их работы. В отличие от фильма «Политый поливальщик», здесь нет сюжета: на платформе вокзала Вильфранш-сюр-Мер собрались люди, ожидающие прибытия поезда (роли в основном исполнили члены семьи Люмьер). Поезд медленно, но неотвратимо приближается, символизируя неумолимый прогресс и зловещий предзнаменование. Отличный образ для первого триллера в истории кино.
Кроме того, «Прибытие поезда» вызвало страх у молодого Альфреда Хичкока, вдохновив его на создание тревожных символов в его будущих фильмах.
«Завтрак младенца» (1895) - первая мелодрама в истории кино
Кадр из фильма: «Завтрак младенца» (1895) - первой мелодрамы в истории кино
В короткометражном фильме «Завтрак младенца» мы становимся свидетелями поистине трогательной сцены с Огюстом Люмьером, его женой Маргерит и дочерью Андре. Хотя фильм рассказывает о завтраке, на столе, помимо чашек чая, стоит бутылка коньяка, что явно напоминает нам о пословице «с утра выпил — весь день свободен». Определенно, перед нами первая в истории кино мелодрама.
Отец, полный радости, кормит ребёнка с ложечки, а мать, с улыбкой потягивая чай, создаёт атмосферу умиротворения и гармонии. Первые зрители, вероятно, были в восторге от этой сентиментальной сцены.
Даже Максим Горький не остался равнодушным к очарованию этой картины. В 1896 году он написал колонку о кинематографе братьев Люмьер, отметив под «Завтраком младенца»: «На всем лежит такой хороший, задушевно простой тон».
«Партия в карты» (1895) - первый пример бадди-муви
Кадр из фильма «Партия в карты» (1895) - первого примера бадди-муви
Братья Люмьер создали великолепный пример бадди-муви — «Партия в карты». В этой картине мы видим двух серьёзных мужчин в костюмах и шляпах. Один из них — Антуан, отец Огюста и Луи. Другой — известный мим, фокусник, танцор и музыкант Фелисьен Треве.
Хотя игра в карты обычно ассоциируется с азартом, эти герои явно не стремятся обогатиться за счёт друг друга. Они просто наслаждаются временем, проведённым вместе. Когда жизнерадостный официант приносит им пиво, они с удовольствием поднимают бокалы и явно испытывают удовольствие от этого момента.
Эта трогательная картина о мужской дружбе стала настоящим шедевром на заре кинематографа, и вскоре Жорж Мельес, который часто заимствовал идеи у Люмьеров, снял свою версию фильма, сохраняя дух оригинала.
«Механическая колбасная» (1895) - первая попытка научной фантастики в кино
Кадр из фильма «Механическая колбасная» (1895) - первой попытки научной фантастики в кино
Жорж Мельес считается одним из основателей жанра фантастики в кинематографе, в то время как братья Люмьеры, как считается, лишь фиксировали простые моменты повседневной жизни. Однако это не совсем верно!
За семь лет до «Путешествия на Луну» Люмьеры сделали первые шаги в мир научной фантастики, создав увлекательный фильм «Механическая колбасная». В этом фильме рассказывается о загадочном механизме, в который можно поместить свинью, повернуть колесо, и мгновенно получить готовые сосиски и колбасы. Фильм стал настоящим успехом и породил множество ремейков, но ни один из них не смог превзойти изобретательность и оригинальность оригинального фильма.
«Игра в снежки» (1896) - первый экшен
Кадр из фильма «Игра в снежки» (1896) - первого экшена в истории кино
Хотя фильм «Игра в снежки» от Люмьеровской студии не относится к классическим боевикам, в нём всё же есть множество динамичных сцен, и этот фильм по праву можно считать первым экшеном.
В фильме идеально выстроена диагональная композиция, которая создаёт яркий контраст между мужчинами и женщинами, играющими в снежки, и велосипедистом, спокойно передвигающимся по улице, пока не оказывается в центре снежного боя.
Эти 46 секунд фильма можно смотреть бесконечно, переключая внимание с одного персонажа на другого, подобно тому, как мы рассматриваем картины Питера Брейгеля. В игре в снежки участвуют люди разных полов, возрастов, профессий и социальных статусов. И хотя нас разделяет более ста лет, эти фигуры всё ещё кажутся чрезвычайно живыми.
«Разрушение стены» (1896) - фильм в стиле Кристофера Нолана
Кадр из фильма «Разрушение стены» (1896) - фильма в стиле Кристофера Нолана от братьев Люмьер
«Разрушение стены» (1896) — это фильм, который словно создан в духе Кристофера Нолана. Нет, ваши глаза вас не подводят. Братья Люмьер действительно создали фильм, который напоминает работы Нолана, и это произошло за 74 года до его рождения!
«Разрушение стены» стало первым фильмом, показанным в обратной проекции. Сначала рабочие усердно разбирают стену, а затем, как по волшебству, она вновь возрождается. Если фильм «Довод» Нолана поразил многих, то представьте, с каким трепетом были встречены подобные трюки в далёком 1896 году, когда мало кто был знаком с такими спецэффектами.
С тех пор обратная проекция стала обычным явлением в художественном кино, клипах и рекламе. Но именно братья Люмьер первыми осмелились на такой смелый шаг.
«Танец серпантин» (1897) — уникальное средство выразительности.
Кадр из фильма «Танец серпантин» (1897) — уникального средства выразительности.
В завершение нашего рассказа хотелось бы упомянуть ещё одно значимое открытие, сделанное братьями Люмьер в области кинематографа. Оно не было связано с определённым жанром кино, а скорее с новыми средствами выразительности.
В 1892 году американка Лои Фуллер, которая покорила сердца парижан, придумала знаменитый «танец серпантин». Этот танец поразил как обычных зрителей, так и представителей культурной элиты, включая Жана Кокто, Огюста Родена и Анри де Тулуз-Лотрека.
Кинематографисты сразу же обратили внимание на это новое явление, и множество фильмов было посвящено этому уникальному танцу. Одним из таких фильмов стал фильм, созданный братьями Люмьер, которые даже раскрасили его вручную! Это зрелище было поистине потрясающим, захватывающим дух и словно уносящим зрителя в другой мир.
Короткометражные фильмы Люмьеров не только заложили основы жанровых традиций, но и вдохновили последующие поколения кинематографистов на создание новых форм и стилей. Изучая их творчество, мы не только отдаем дань уважения прошлому, но и понимаем, насколько прочна связь между первыми шагами в кино и современным кинематографом.
Пусть наследие братьев Люмьер продолжает вдохновлять и стимулировать культурное и художественное развитие во всем мире.
Комментариев 0